Материалы

Кредитное бюро: международный опыт и российская практика


1.        Введение кредитных историй позволяет банкам снизить затраты по оценке кредитоспособности заемщиков, повысить качество управления рисками, уменьшить долю проблемных кредитов и, как следствие, сократить расходы по созданию резервов, а также повысить ликвидность и снизить остроту проблемы дебиторской задолженности.

2.        Обмен информацией между кредиторами повышает конкуренцию на кредитных рынках и приводит к снижению процентных ставок.

3.        Наличие кредитной истории будет стимулировать заемщиков к погашению кредитов, поскольку в противном случае они рискуют в будущем не получить кредит в другой кредитной организации.

4.        Для региона (страны) – это формирование положительного имиджа за счет повышения степени транспарентности заемщиков, включающей достоверность, своевременность и полноту раскрытия информации; благоприятный инвестиционный климат.

В совокупности все вышеуказанные факторы будут способствовать росту объемов кредитования экономики и доступности кредитов для широких слоев населения. Принятый закон исходит из предположения о заинтересованности добросовестных заемщиков в формировании собственной позитивной кредитной истории.

Самые глубокие познания в теории и технологии банковского дела не отменяют главного знания – о заемщике как объекте приложения сил и адресате услуг банка. Отсутствие такого рода информации порождает неоправданные решения и отрицательные последствия, тормозящие развитие инвестиционных процессов в экономике. В современных условиях создание системы бюро кредитных историй является необходимым условием для осуществления эффективного управления кредитными рисками коммерческих банков.

На сегодняшний момент главная задача – это реализация закона на практике, и кратко это можно сформулировать так:

ü       кредитные организации (и бюро кредитных историй) должны быть осведомлены об основных принципах, положенных в основу закона;

ü       автоматизированные банковские системы должны быть подготовлены к взаимодействию с бюро кредитных историй;

ü       кредитные бюро должны накопить заметный объем информации;

ü       кредитным организациям необходимо научиться использовать информацию из бюро кредитных историй.

Формирование Отечественной системы бюро кредитных историй уже позволяет говорить и о первых проблемах. В регионах, как показывают опросы, 78 % банков предпочитают работать с местными бюро кредитных историй. Крупнейшие же банки страны создают «карманные» кредитные бюро. В результате более половины объема информации может сосредоточиться в них. Это создает опасность того, что процесс накопление и обмена информацией будет идти гораздо более медленными темпами.

В законе также есть существенные недостатки: в него не включена норма, требующая засекречивания информации о кредитной истории, хотя современные технологии позволяют делать это эффективно и дешево. В то же время ни для кого не секрет, что купить базы данных самых разных организаций не представляет сегодня большого труда. Перспектива сделать свою кредитную историю публичной вряд ли будет стимулировать граждан давать разрешение на ее создание.

На сегодняшний день банки-лидеры рынка кредитования не хотят раскрывать информацию о надежных заемщиках, потому что боятся, что другие кредиторы их переманят. К тому же банки не заинтересованы «светить» своих неблагоприятных контрагентов, тем самым, демонстрируя реальный уровень существующих рисков, что негативно сказывается на деловой репутации и требует отражения в банковской отчетности, снижает капитализацию.

1 2 3 4 5
Общее время работы: 15.12598991394 мс
Использование памяти: 659 КБ