Использование нетрадиционных форм изучения морфологии русского языка
Дети впервые встречаются с устаревшими словами «кушак, сафьян» и учатся работать с Толковым словарем Даля В.И., определяя значение этих слов. Далее учащиеся знакомятся с определением устаревших слов. По ходу урока ученики узнают еще несколько устаревших слов и находят их значение в словарях: гости, кольчуга, кафтан, боярин.
Домашнее задание носило дифференцированный характер: учащимся – первому ряду – надо было выписать значения по словарику, который находится в конце учебника; второму ряду – выписать из упражнения № 2 устаревшие слова и составить предложения.
Уроков подобного типа было проведено несколько. Учащиеся обращались к словарям, писали историю слов и выражений, готовили индивидуальные сообщения. По окончании опытного обучения был проведен контрольный этап.
3.Контрольный этап.
Цель: проверить знания детей об устаревшей лексике, умение объяснять слова, выявить интересы школьников к родному языку, его истории.
На этом этапе мы предложили учащимся написать небольшое сочинение на тему: «Что я знаю об устаревшей лексике?». Все дети справились с этим заданием. Учащимся также было предложено определить значение устаревших слов. Большинство детей с заданием справились. Данные контрольного эксперимента показали, что учащиеся употребляют в речи не знакомые ранее слова, могут объяснить значение устаревших слов, распределить слова по тематическим группам, умеют пользоваться словарями, проявляют интерес к русскому слову.
Таким образом, полученные результаты позволили сделать вывод о том, что целенаправленная систематическая работа по применению элементов семантического и этимологического анализа устаревшей лексики является эффективной и позволяет в значительной степени расширить кругозор учащихся, активизировать их познавательную деятельность и развить интерес к русскому языку в целом.
Литература
1. Вижанкова Т.И. Работа по обогащению словаря учащихся начальных классов//Начальная школа. – 1990. – № 4. – с. 35 – 38.
2. Залевская А.А. Слово в лексиконе человека. – М.: Просвещение, 2000. – 279 с.
3. Шанский Н.М. и др. Современный русский язык: Учеб. для студентов пед. учеб. заведений. Ч.1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография. – М.: Просвещение, 1987. – 192с.
РЕФЕРАТ ДОКЛАДА Т.Н. КУШНАРЕВОЙ
«ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ
УСТАРЕВШЕЙ ЛЕКСИКИ)»
Устаревшая лексика – важнейших пласт русского языка, свидетельство его истории . Слова данной группы способствуют формированию интереса школьников к родному языку. Специально подобранные задания и упражнения по семантизации устаревшей лексики эффективны в решении поставленной задачи.