Материалы

Использование нетрадиционных форм изучения морфологии русского языка


В системе начального образования предмет «Русский язык» занимает центральное место. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка, формирует его понятийно- категориальный аппарат, развивает абстрактное мышление, память и воображение. Он позволяет школьнику познать самого себя, овладеть средствами самоанализа и самовыражения.

За последние годы, к сожалению, у учащихся наблюдается резкое снижение интереса к урокам русского языка, нежелание детей расширять свой кругозор, повышать грамотность и культуру речи. Особенно нелегко учащимся даётся изучение некоторых тем по разделу «Морфология». Но ведь обучение морфологии воздействует на речь детей путём отработки языковых норм, внесения в речь детей коррективов, исправления того, что в речи школьников, овладевших языком естественно, в процессе общения, идёт вразрез с нормой. Кроме того, в результате изучения морфологии школьники обучаются распознавать части речи и свойственные им морфологические признаки. А от этих умений в значительной степени зависит успешность орфографического, пунктуационного, синтаксического и стилистического анализа, а следовательно, и овладение соответствующими нормами русского литературного языка.

В настоящее время важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является повышение эффективности урока русского языка как основной формы обучения и воспитания учащихся. Десять тысяч уроков - вот сколько приходится на долю школьников за годы учёбы. И если все они будут проведены в одной и той же форме, то это будет утомительно, однообразно и для ученика, и для учителя, а значит, уроки будут не результативны. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний - вот задача учителя.

Поскольку традиционные способы обучения не всегда в состоянии обеспечить усвоение материала всеми учащимися, встаёт необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Сегодня, к сожалению, господствуют методы внешних побуждений - отметка, похвала, наказание. Но действительная мотивация будет иметь место только тогда, когда дети будут стремиться в школу, где им хорошо, содержательно, интересно.

Положительно изменить многое в отношении детей к учению может творческий подход учителей к подготовке и проведению уроков. В целях активизации учащихся, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний учителю необходимо вводить в практику работы школ занимательные разновидности уроков, создавая в итоге авторские – нетрадиционные уроки.

По определению С. В. Кульневич, нетрадиционный ( нестандартный ) урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру» (Кульневич 2002: 8).

Сам факт наличия нестандартных уроков свидетельствует о том, что пренебрегать такими видами организации урока не следует. Наоборот, необходимо тщательно изучать нетрадиционный урок как педагогическое явление, научно его обосновывать и путём просветительского распространения стимулировать учителя и ученика к творчеству.

Нетрадиционный урок не только может, но и должен быть использован на уроках русского языка, в частности, при изучении морфологии. Младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно – образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Всё это осложняет работу учителя. Для того, чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности.

В настоящее время нетрадиционные уроки как форма получения, закрепления и углубления знаний учащихся не получила достаточного обоснования и оценки. Поэтому тема нашего исследования достаточно актуальна.

Предмет нашего исследования – нетрадиционные уроки и их влияние на формирование морфологических знаний учащихся младших классов.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой усвоение учащимися морфологии будет эффективным, если:

1. Нетрадиционные уроки дополняют традиционные уроки, расширяют представление учащихся о морфологических категориях;

1 2 3 4 5
Общее время работы: 366.00112915039 мс
Использование памяти: 658 КБ