Материалы

Использование нетрадиционных форм изучения морфологии русского языка


2. Нетрадиционные уроки выступают средством повышения интереса и активности младших школьников;

3. Нетрадиционные уроки отличаются разнообразием, чёткостью, системностью, творческим подходом.

Наша экспериментальная работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

На констатирующем этапе мы предложили учащимся задания, связанные с проверкой знаний по морфологии, а именно: определить части речи, проанализировать грамматические признаки. Учащиеся допустили большое количество ошибок, продемонстрировали недостаточное знание морфологии. Мы также с помощью анкетирования выяснили отношение детей к урокам русского языка. Учащимся не нравится писать диктанты, учить правила, уроки они считают одноообразными. Данные констатирующего этапа помогли нам разработать программу формирующего этапа.

На формирующем этапе перед нами стояла цель: улучшить знания детей по морфологии и сформировать интерес к русскому языку за счёт нетрадиционных уроков. Опытная работа включала разработку и апробирование нетрадиционных уроков, формирование положительной мотивации учения и повышение активности младших школьников.

Нами были проведены такие нетрадиционные уроки, как урок – сказка, урок – эстафета, урок – деловая игра, урок – исследование, урок – путешествие, урок – КВН и другие. Учащиеся выступали и как объекты, и как субъекты учебной деятельности: готовили индивидуальные сообщения, участвовали в роли сказочных героев. Мы наблюдали за тем, как меняется отношение учащихся к урокам русского языка, как тщательно они к ним готовятся.

По окончании формирующего этапа мы провели контрольный эксперимент, цель которого – проверить эффективность нашей работы. Учащимся были предложены задания, аналогичные тем, которые были на констатирующем этапе, но сложнее. В основном учащиеся справились. Все части речи были определены, выполнены морфологические разборы. Изменилось и отношение учащихся к урокам русского языка: теперь учащиеся называют эти уроки интересными, нужными.

Таким образом, можно сделать окончательный вывод: благодаря долгой и трудоёмкой работе с детьми мы добились положительных сдвигов в области знаний учащихся. Благодаря нетрадиционным формам проведения уроков русского языка уровень знаний детей повысился. Положительные результаты подтверждают необходимость использования нетрадиционных форм на уроках русского языка. Нетрадиционные уроки вызывают у учащихся интерес, учат общаться друг с другом. Кроме того, они способствуют формированию мотивации учения и познавательной деятельности, повышают активность учащихся.

Значение разработки проблемы использования нетрадиционных форм проведения уроков русского языка в начальной школе при изучении морфологии очень велико. Нами была изучена лингвистическая, педагогическая и методическая литература по теме исследования. Эта проблема актуальна в настоящее время, так как в школе остаётся шаблонность уроков, их однообразное проведение.

Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы. Нетрадиционные формы важно применять на уроках русского языка при изучении морфологии, потому что умелое их применение побуждает к активной учебной деятельности, вызывает массу положительных эмоций, способствует формированию мотивации учения школьников. Именно на таких уроках детям особенно интересно. На фоне положительных эмоций детьми лучше усваивается учебный материал, работоспособность учащихся значительно повышается. На нетрадиционных уроках удаётся заставить работать каждого ребёнка. Сформированность положительной мотивации учения школьников, повышение активности на уроке, познавательной деятельности определялась тем, что нами использовались дидактические игры на уроках, разнообразные задания на развитие мышления и памяти, активное восприятие детей пробуждала применяемая на уроке наглядность. Также большую роль играли кроссворды, загадки, используемые на уроках, методы поощрения детей.

Нетрадиционные уроки способствуют развитию навыков коллективной деятельности, чувства ответственности и взаимовыручки. Дети на таких уроках учатся уважать товарищей, согласовывать свои действия с действиями партнёров, общаться друг с другом. Нетрадиционная форма делает урок живым, а общение искренним, помогает дойти до ума и сердца каждого ребёнка, вызвать творческий интерес к предмету.

С помощью наблюдений, тестовых заданий, анкет мы выяснили, насколько велика роль использования нетрадиционных форм проведения уроков русского языка при изучении морфологии.

Результаты экспериментальной работы, а также изучение и анализ лингвистической, педагогической и методической литературы по теме исследования убеждают в том, что использование нетрадиционных форм проведения уроков русского языка при изучении морфологии дополняют традиционные уроки, расширяют представления учащихся о морфологических категориях; нетрадиционные уроки способствуют формированию мотивации учения, выступают средством повышения интереса и активности младших школьников; нетрадиционные уроки отличаются разнообразием, чёткостью, системностью, творческим подходом.

1 2 3 4 5
Общее время работы: 16.113996505737 мс
Использование памяти: 660 КБ