Материалы

Использование нетрадиционных форм изучения морфологии русского языка


При анализе текстов очень часто необходимо использовать элементы семантического и этимологического анализа. Ученикам порой трудно выполнять такой анализ, так как правильно проводить эту работу умеет даже не каждый учитель начальной школы. Отсутствуют специальные методические пособия, помогающие учителю начальных классов организовать работу с устаревшей лексикой. И знакомству с устаревшей лексикой на уроках родного языка уделяется недостаточно внимания. Этот факт делает тему исследования актуальной.

Одним из путей внутреннего, качественного развития учебного материала, возможно, является систематическое изучение непонятной школьникам лексики родного языка.

В 6 – 10 лет ученики наиболее восприимчивы к изучению основ родного языка, так как человеку свойственно овладеть языком в детстве. Именно в это время следует предотвращать ханжеское и невежественное отношение к языку, как можно шире знакомить с его выразительными возможностями. Если не вести работу по осознанному изучению народно – поэтических слов, устаревших слов, то, когда вырастут сегодняшние школьники, эти же слова не только не станут употребляться, но и не будут никому понятны, станут окончательно достоянием истории. Изучение устаревшей лексики также важно в плане формирования интереса к истории русского языка, русского народа как его создателя.

«Трудность работы по изучению слов пассивного запаса языка заключается в уникальности и многообразии материала – ведь каждое употребление слова прибавляет к значению свою крупицу смысла» (Залевская 2000:78).

Сама природа слов, его связь с окружающим миром, требуют вдумчивого, осмысленного подхода к изучению лексики. Через слово, как отмечал К.Д Ушинский, отражается история духовной жизни народа. Поэтому сегодня актуальной является сама проблема знакомства школьников с лексической системой языка.

Усвоение огромного лексического запаса, который содержится в учебниках, не может происходить стихийно, т.к. лексика в любом языке всегда является не простой суммой слов, а определенной системой относительных и взаимосвязанных факторов. Система, как известно, это единство частей во взаимной сфере, характеризующихся общим функционированием. Следовательно, и «лексикология перед нами предстает не как наука об отдельных словах, а как наука о лексической системе языка в целом» (Шанский 1989:150).

Так, проанализировав учебник по русскому языку авторов: Рамзаевой Т.Г., Иванова С.В., Поляковой А.В., учебники «Родная речь» Головановой М.А., и «Литературное чтение» Ефросининой Л.А. можно сделать вывод: в этих учебниках встречаются слова, вышедшие из активного, повседневного обихода, т.е. слова устаревшей лексики.

Экспериментальная работа проводилась на базе Мокроорловской средней общеобразовательной школы в 3 классе, который занимается по программе «Начальная школа XXI века».

В своем исследовании для решения данной проблемы использовали различные приемы, формы и методы работы, которые проходили на трех этапах.

1.Констатирующий этап.

Цель: проверить знания детей об устаревшей лексике, их умения определять значение таких слов, их интерес к истории языка.

На этом этапе учащимся было предложено задания, связанные с выявлением знаний учащихся устаревшей лексики, умением объяснить значение данных слов. Анализ результатов показал, что учащиеся в основном не знают значений этих слов, затрудняются ввести их в контекст, но проявляют интерес, хотят узнать, что эти слова обозначают.

2.Формирующий этап.

Цель: разработать уроки, задания по изучению устаревшей лексики, развивать интерес детей.

Приемы, которые мы использовали: обращение к словарю (толковому, этимологическому), составление предложений с устаревшими словами, рисование предметов, которые можно называть устаревшими словами, наблюдение над языком, слово учителя.

Нами были разработаны и проведены уроки русского языка по теме: «Устаревшие слова», интегрированные уроки по русскому языку и изобразительному искусству, уроки литературного чтения, внеклассные мероприятия. Опишем фрагмент одного из уроков, тема которого «Устаревшие слова». Цели: познакомить учащихся с устаревшими словами, учить объяснять лексическое значение слова с использованием толкового словаря, обогащать словарный запас учащихся за счет устаревших слов, прививать любовь к истории языка.

Урок проходил в форме путешествия в прошлое нашей страны. Работа проходила с использованием учебника «Русский язык» Иванова С.В. и Толкового словаря Даля В.И.

1 2 3 4 5
Общее время работы: 17.621040344238 мс
Использование памяти: 660 КБ