Особенности мотивации учебной деятельности студентов огиса
Степень удовлетворенности расписанием лекций, семинаров и практических занятий различается в зависимости от года обучения, у студентов бюджетной и коммерческой форм обучения. На перегруженность занятиями в течение дня указываю 22%, на невозможность действительного выбора «курсов по выбору» из-за отсутствия альтернативных вариантов – 29%.
Основной вид деятельности студентов - учебно-познавательный. По отношению к ним можно судить вообще о сущности постановки образования в вузе, на конкретном факультете. Качество преподавания учебных дисциплин, по мнению студентов, находится на достаточно высоком уровне - каждый третий респондент полностью удовлетворен этой стороной организации учебно-познавательного процесса, а 60 % - частично. 69% респондентов неудовлетворенны работой библиотеки и наличием учебно-методической литературы в ней, а 19% - распорядком работы библиотеки.
В то же время уровень материальной оснащенности вызывает серьезную озабоченность студентов: так 39% молодых людей отметили в своих анкетах, что полностью не удовлетворены техническими возможностями аудиторий и кабинетов, а грязь в аудиториях отмечают 34%. На тесноту аудиторий, нехватку мебели и низкое ее качество указывают 13%.
Готовясь к экзаменам и зачетам, студенты ориентируются на те или иные источники, кладут их в основу подготовки. Как выяснилось, около половины всех опрошенных студентов факультета готовится по лекциям и какому-либо одному учебнику. Используют разные источники - лекции, учебные пособия и научную литературу 40% студентов. Очевидно, что в эту группу студентов входят отлично и хорошо успевающие молодые люди. Доля тех, кто пользуется только одним источником (только лекции, только учебник) при подготовке к экзаменам и зачетам невелика и варьирует в пределах 1%.
В чем же главные причины неявки студентов на экзамены во время сессии? Подавляющее большинство опрошенных студентов утверждают - неподготовленность молодых людей к экзамену. Так считают 52 % респондентов.
Теперь обратим внимание на предложения студентов по совершенствованию учебного процесса:
49% предлагают внедрение новых методов обучения;
42% - улучшение организации практики по специальности;
41% предлагают повысить заинтересованность преподавателей в успехе студентов;
35% - совершенствование учебных дисциплин.
Изучив основы учебной мотивации, обобщив и проанализировав высказываемые проблемы, негативно влияющие на подготовку специалистов СКСиТ и рассмотрев предложения по их решению, попытаемся изложить и представить их для дальнейшего обсуждения и выработки механизмов их решения.