Материалы

Особенности мотивации учебной деятельности студентов огиса


Учеба по сути своей  -  работа, требующая от «работников» - студентов не меньшей самоотдачи, чем деятельность инженеров, менеджеров, технологов в различных отраслях производства. Мотивация - главное условие хорошей работоспособности.

В этой связи студентам было предложено оценить возможности, предоставляемые высшим образованием для получения профессии, для интеллектуального развития человека и для изменения социального положения.

Решающими мотивами выбора профессии в целом являются:

1)специальность дает возможность сделать карьеру (47,3%);

2) призвание к специальности (25,9%);

3) эта профессия дает возможность творческого развития (23,2%).

На вопрос удовлетворенности выбранной специальностью до 90% студентов дают положительный ответ, лишь около 8% разочаровались.

Распределение ответов на вопрос «Ваше отношение к учебе» в целом по факультету следующее: доля студентов, учащихся с интересом и старающихся учиться как можно лучше (в полную меру своих возможностей) составляет 66%, что свидетельствует о положительной мотивации к обучению и желании получить качественное образование у большей половины опрошенных.

На вопрос «Что мешает учебе?» 47 % студентов отвечают «личная неорганизованность», 35 % — «ничего». На неудовлетворительный уровень преподавания указывают 12,5% студентов.

На вопрос «Способствует ли регулярное посещение занятий выполнению в срок заданий графика учебного процесса?» 45,5 % студентов уверены, что способствует; 17 % студентов отмечают, что регулярное посещение занятий способствует выполнению в срок заданий лишь отчасти, не способствует – такой вариант ответа выбрали 6 %; 9 % студентов затруднились ответить на данный вопрос. 11,6% опрошенных студентов не видят связи между посещением лекций и хорошим усвоением предмета, считают, что все определяется их способностями. Возможно, поэтому около 40 % студентов не выполняют задания в срок, предусмотренные учебным планом и учатся лишь на «хорошо и удовлетворительно».

На просьбу указать предложения по совершенствованию учебного процесса, 49 % студентов дали пожелания по внедрению новых методов обучения, на вторую позицию по этому вопросу 41 % студентов поставили необходимость «заинтересованности преподавателей в успехе студентов», что свидетельствует о необходимости личностно-ориентированного подхода к образовательной деятельности студента, об использовании образовательных технологий, основанных на педагогике сотрудничества.

Среди факторов, определяющих успех в учебной деятельности, студенты называют, прежде всего, удовлетворенность выбором специальности. Эту позицию в анкете отмечают 42% респондентов. 50% видят в основе этого также и свои личные качества: организованность, ритмичность работы в течение семестра. Качество преподавания и научно-методическая помощь преподавателей занимает вторую позицию в ряду факторов в большей степени стимулирующих успешное обучение (31%). Стремление к глубоким и прочным знаниям находится на четвертой позиции (17%).

Среди факторов, мешающих молодым людям успешно учиться, первые позиции занимают: собственная лень и неорганизованность (58%), нехватка учебников (44%), неуверенность в том, что после окончания можно будет устроиться на работу по специальности (19%).

Почти каждый десятый опрошенный студент видит причину своих не успехов в формальном подходе к делу у преподавателей. Но здесь не все зависит от преподавателей. Условия работы в российской высшей школе в последние годы резко изменились. Привычные виды работы преподавательского состава исчезли, увеличилась почасовая нагрузка педагогов, перестали оплачиваться индивидуальная и консультационная работа преподавателей. В то же время молодые люди (11%) отмечают в своих анкетах, что о помощи педагогов в усвоении учебного материала говорить не приходится.

В целом студенты не склонны преувеличивать значение таких факторов как бытовые условия, трудность сочетания учебной деятельности и работы, отсутствие стремления к овладению знаниями, неудовлетворенность выбором специальности, состояние здоровья. Разброс показателей отмечается в диапазоне от 7% до 10%.

Студенты, оценивая организацию учебного процесса обратили внимание на расписание занятий, качество и уровень преподавания учебных дисциплин, материальную оснащенность, на наличие учебно-методической литературы, необходимой для освоения своей специальности.

1 2 3
Общее время работы: 20.286083221436 мс
Использование памяти: 661 КБ