Материалы

Модели компетентности


Тольяттинский государственный университет

 

МОДЕЛИ КОМПЕТЕНТНОСТИ

 

Профессиональная компетентность - отражение возможностей специалиста, имеющего конкретную квалификацию, по достижению поставленных целей, оговоренных в рамках данной профессиональной квалификации.

Сравнение компетентностей и сопоставление эффективности профессиональной деятельности специалистов различных профессий и квалификаций сложна и поэтому разработка моделей компетентности является актуальной на данный момент.

Для качественной оценки компетентности А. В. Дабагян и А. М. Михайличенко [1], предлагают следующую модель, которая представлена на рис.1.

На графике представлены:

·                                 Линия А показывает способности наиболее подготовленных специалистов в данной квалификации и отражает максимальный уровень компетентности.

·                                 Линия Б, ограничивающая область снизу, является показателем выполнения работы специалиста с минимальным успехом и определяет минимальный уровень компетентности специалиста данной квалификации.

·                           Вертикальная шкала определяет уровень требований и подготовки специалиста.

·                           Кj – уровень квалификации конкретного специалиста.

·                           Горизонтальная ось показывает номера отдельных требований Тi, определяющих квалификацию специалиста, которые должны включать в себя параметры, характеризующие его способность адаптироваться к изменениям профессиональных требований.

 

Рис.1. Уровни квалификации и компетентности.

 

На вертикали, соответствующие любому параметру отметим две точки. Точка 1 отражает минимально допустимую подготовленность специалиста реализовать это требование для выполнения работы заданной квалификационной характеристикой. Точка 2 соответствует максимальной подготовленности специалиста реализовать это же требование. Способности специалиста лежащие ниже точки 1, будут недостаточны для выполнения данной работы, а способности лежащие выше точки 2 при данной квалификации не будут востребованы. Линия, соединяющая точки, характеризующие способности отдельного специалиста, будет соответствовать его компетентности (линия В).

Проанализировав график, можно сказать, что для выполнения работ лежащих выше линии компетенции, но ниже уровня А компетентность конкретного работника недостаточна, хотя эти работы возлагаются на специалистов данной квалификации.

Выше была дана качественная мера оценки компетентности специалиста, теперь остановимся на формировании математической модели компетентности. Компетентность специалиста можно описать единством компетенции, целей, мотивации и способов преобразования.

Составим модель компетенции специалиста:

1.        Область профессиональной деятельности, то есть множество задач и ситуаций, в которых может быть применима данная компетентность (Д).

1 2 3
Общее время работы: 22.170066833496 мс
Использование памяти: 659 КБ