Развитие гибкости и скоростно-силовых способностей у детей младшего и среднего школьного возраста на занятиях каратэ
Физиологической основой таких упражнений является миотонический рефлекс, при котором в насильственно растянутой мышце происходит сокращение мышечных волокон, и она активизируется. В результате в мышцах усиливаются обменные процессы, обеспечивается высокий жизненный тонус.
В практике физического воспитания и спорта упражнения стретчинга могут использоваться: в разминке после упражнений на разогревание как средство подготовки мышц, сухожилий и связок к выполнению объемной или высокоинтенсивной тренировочной программы; в основной части занятия как средство развития гибкости и повышения эластичности мышц и связок; в заключительной части занятия как средство восстановления после высоких нагрузок и профилактики травм опорно–двигательного аппарата, а также снятия боли и предотвращения судорог [3,9].
Как показывает спортивная практика, выполнение почти всех технических бросковых приемов в единоборствах и ударных действий требуют от спортсменов максимального проявления скоростно-силовых усилий.
Скоростно-силовая подготовленность характеризуется специфическим проявлением силы в определенном диaпозoне величины внешнего сопротивления в кратчайший промeжyтoк времени при оптимальной амплитуде движений [1].
Поскольку при проявлении скоростно-силовых способностей в видах единоборств сила не достигает абсолютных величин, при воспитании этих качеств ведущее место занимает прежде всего способность мышц увеличивать силу в кратчайший момент времени, т.е. речь идет о взрывных способностях мышц. Взрывная сила отражает способность спортсмена к быстрому наращиванию рабочего напряжения мышц до возможного максимума.
В процессе проявления скоростно-силовых способностей мышцы, как правило, работают в сочетании уступающего и преодолевающего режимов.
В условиях реального поединка постоянно происходит смена ситуаций, в связи с чем, требуются различные по характеру мышечные усилия, динамические и статические.
Педагогический эксперимент проходит на базе ДЮСШ №2, в учебно-тренировочных группах.
Основной целью тестирования двигательных способностей, проводимого в начале и в конце эксперимента, было определение уровня развития подвижности в тазобедренном суставе и поясничном отделе позвоночника, скоростных и силовых проявлений, а также величина изменения этих показателей у каратистов[5].
При разработке контрольных упражнений учитывалось следующее:
- особенности и специфика вида спорта;
- в программу контрольных упражнений должны быть включены те, которые не требуют предварительного решения задач по технике.
Для определения уровня развития гибкости в каратэ использовали следующие тесты: подвижность позвоночного столба (мост из положения лежа, наклон вперед из положения седа на полу); подвижность в тазобедренном суставе (шпагат продольный на правую и левую ногу, шпагат поперечный).
Для определения уровня развития скоростно-силовых способностей в каратэ использовали следующие тесты: прыжок вверх с места; метание набивного мяча весом 1 кг; прыжок в длину с места.
На начальном этапе эксперимента был определен исходный уровень развития гибкости и скоростно-силовых способностей.
Группа
| Тесты | |
Контрольная | Экспериментальная | |
Прыжок вверх с места (см) | 38,8 | 38,5 |
Бросок набивного мяча (см) | 670 | 668 |
Прыжок в длину с места (см) | 181,2 | 183,2 |
Мост (см) | 35 | 35 |
Шпагат на правую ногу (см) | 42 | 43 |
Шпагат на левую ногу (см) | 45 |
|