Материалы

Развитие гибкости и скоростно-силовых способностей у детей младшего и среднего школьного возраста на занятиях каратэ


Физиологической основой таких упражнений является миотонический рефлекс, при котором в насильственно растянутой мышце происходит сокращение мышечных волокон, и она активизируется. В результате в мышцах усиливаются обменные процессы, обеспечивается высокий жизненный тонус.

В практике физического воспитания и спорта упражнения стретчинга могут использоваться: в разминке после упражнений на разогревание как средство подготовки мышц, сухожилий и связок к выполнению объемной или высокоинтенсивной тренировочной программы; в основной части занятия как средство развития гибкости и повышения эластичности мышц и связок; в заключительной части занятия как средство восстановления после высоких нагрузок и профилактики травм опорно–двигательного аппарата, а также снятия боли и предотвращения судорог [3,9].

Как показывает спортивная практика, выполнение почти всех технических бросковых приемов в единоборствах и ударных действий требуют от спортсменов максимального проявления скоростно-силовых усилий.

Скоростно-силовая подготовленность характеризуется специфическим проявлением силы в определенном диaпозoне величины внешнего сопротивле­ния в кратчайший промeжyтoк времени при оптимальной амплитуде движе­ний [1].

Поскольку при проявлении скоростно-силовых способностей в видах единоборств сила не достигает абсолютных величин, при воспитании этих качеств ведущее место занимает прежде всего способность мышц увеличивать силу в кратчайший момент времени, т.е. речь идет о взрывных способностях мышц. Взрывная сила отражает способность спортсмена к быстрому наращиванию рабочего напряжения мышц до возможного максимума.

В процессе проявления скоростно-силовых способностей мышцы, как правило, работают в сочетании уступающего и преодолевающего режимов.

В условиях реального поединка постоянно происходит смена ситуаций, в связи с чем, требуются различные по характеру мышечные усилия, динамические и статические.

Педагогический эксперимент проходит на базе ДЮСШ №2, в учебно-тренировочных группах.

Основной целью тестирования двигательных способностей, проводимого в начале и в конце эксперимента, было определение уровня развития подвижности в тазобедренном суставе и поясничном отделе позвоночника, скоростных и силовых проявлений, а также величина изменения этих показателей у каратистов[5].

При разработке контрольных упражнений учитывалось следующее:

- особенности и специфика вида спорта;

- в программу контрольных упражнений должны быть включены те, которые не требуют предварительного решения задач по технике.

Для определения уровня развития гибкости в каратэ использовали следующие тесты: подвижность позвоночного столба (мост из положения лежа, наклон вперед из положения седа на полу); подвижность в тазобедренном суставе (шпагат продольный на правую и левую ногу, шпагат поперечный).

Для определения уровня развития скоростно-силовых способностей в каратэ использовали следующие тесты: прыжок вверх с места; метание набивного мяча весом 1 кг; прыжок в длину с места.

На начальном этапе эксперимента был определен исходный уровень развития гибкости и скоростно-силовых способностей.

 

Группа

 

Тесты

Контрольная

Экспериментальная

Прыжок вверх с места (см)

38,8

38,5

Бросок набивного мяча (см)

670

668

Прыжок в длину с места (см)

181,2

183,2

Мост (см)

35

35

Шпагат на правую ногу (см)

42

43

Шпагат на левую ногу (см)

45

1 2 3
Общее время работы: 8.7461471557617 мс
Использование памяти: 659 КБ