Анализ влияния дорожных факторов и информационных характеристик на величину пропускной способности автомобильных дорог
1,2
56
830
800
11
121
50
1,4
69
910
2000
13
169
66
1,6
78
960
Продольный уклон
i, %0
0
11
121
53
1,4
69
910
50
10
100
42
1,3
63
890
100
9
81
36
1,25
53
815
Одним из основных факторов, определяющих режим движения, величину пропускной способности, уровень эмоционального напряжения водителя является интенсивность движения. Информация о
Рис. 1 - Изменение максимальной часовой интенсивности движения при различной загрузке дороги:
1 – N = 1000 авт/сут; 2 – N = 3000 авт/сут; 3 – N = 5000 авт/сут;
4 – N = 7000 авт/сут; 5 – N = 10000 авт/сут.
скоростях и манёврах встречных и попутных автомобилей, расстояний до них является наиболее значимой с точки зрения безопасности движения. Влияние интенсивности на изменение условий движения связано с изменением числа автомобилей, попадающих в пределы поля восприятия водителя (число переменных носителей информации). При числе переменных носителей информации в пределах от 2 до 4 уменьшается и стабилизируется величина психического принуждения водителя и уменьшаются удельные затраты абстрактного труда, величина пропускной способности увеличивается. Это соответствует интенсивности движения в пределах 4000-6000 авт/сут.
Кратковременная информационная перегрузка, при которой скорость поступления информации может быть близкой к пропускной способности человека в её переработке, переносится водителем безболезненно за счет использования резервных возможностей организма и практически не вызывает снижения надежности работы. Однако, продолжительная работа в условиях информационной перегрузки ведет к повышению психического напряжения, развитию утомления, снижению скорости движения и уменьшению величины пропускной способности дороги. Особенно это проявляется при интенсивности движения более 7000 авт/сут.
При интенсивности движения менее 3000 авт/сут основная часть информации, поступающая к водителю, связана с дорожными условиями. Скорость поступления этой информации невелика и не требуется больших усилий водителя по её переработке. В таких условиях при отсутствии периодически появляющихся переменных носителей информации работа водителя становится монотонной, уровень внимания и надежность водителя значительно снижается, величина пропускной способности уменьшается.