Анализ влияния дорожных факторов и информационных характеристик на величину пропускной способности автомобильных дорог
Влияние состава транспортного потока на величину пропускной способности дороги проявляется, в первую очередь, в количестве легковых автомобилей, а также наличии автопоездов. Очевидно, что при увеличении числа легковых автомобилей, наблюдается рост пропускной способности. При уменьшении числа легковых автомобилей менее 50 % транспортного состава наблюдается резкое падение пропускной способности. Это же наблюдается при увеличении числа автопоездов, особенно, если их количество превышает 20 % состава.
Уровень психического напряжения водителя при восприятии информации зависит от двух факторов: ценности и количества информации. Количество информации зависит в основном от скорости и интенсивности движения. Наиболее ценной информацией является та, которая в большей степени влияет на принятие водителем решений, связанных с обеспечением безопасности движения. По степени влияния дорожных факторов на величину пропускной способности элементы дорожной обстановки можно расположить следующим образом: ограничение расстояния видимости, населённые пункты, скользкость проезжей части, пересечения в одном уровне, сужение проезжей части, плохое состояние обочин, кривые в плане малых радиусов, продольные уклоны. Чем выше в данном распределении находится элемент, тем больше его влияние.
На величину пропускной способности в большей степени влияют количество и скорость поступления информации. При благоприятных дорожных условиях информационная загрузка водителя формируется числом носителей информации. Наибольшие значения суммативных норм скоростей движения и величин пропускной способности наблюдаются при числе носителей информации в пределах поля восприятия водителя в интервале от 7 до 13. Уменьшение числа носителей информации менее 7 ведет к недостаточной информационной загрузке водителей и развитию состояния монотонии. Увеличение числа элементов поля восприятия водителя свыше 13 сопровождается усложнением условий движения.
Оптимальные условия движения наблюдаются при числе носителей информации в пределах от 9 до 11. При этом надёжность водителя удерживается на уровне 85-95 %, а величина психического принуждения минимальна.
При постоянном числе носителей информации характер условий движения зависит от коэффициента стохастичности и абсолютной организации поля восприятия водителя. При любом числе носителей информации максимум надежности деятельности водителя наблюдается при коэффициенте стохастичности G = l,3-1,45.
Обработка экспериментальных данных по методу наименьших квадратов позволила описать зависимость величины пропускной способности от информационных показателей поля восприятия водителя. Для аппроксимации были выбраны уравнения полинома второй степени.
Величина пропускной способности при изменении интенсивности движения может быть определена по формулам:
Р = - 722, 14 + 216, 74 G - 71, 71 G2
Р = - 537, 69 + 233, 52 п - 9,38 п2
где G - коэффициент стохастичности;
п - число носителей информации в поле восприятия водителя.
Увеличение скорости движения и пропускной способности возможно при увеличении величины абсолютной организации поля восприятия и изменении вероятности угрозы аварии за счет отдельных объектов дорожной среды. Поэтому к числу мероприятий, регулирующих величину пропускной способности, следует отнести: увеличение дальности видимости в плане и профиле, увеличение расстояния до застройки у проезжей части, повышение шероховатости покрытия и сцепных качеств, устройство пересечений в разных уровнях или оборудование пересечений в одном уровне, уширение проезжей части у мостов, рациональная расстановка дорожных знаков.
Литература.
1. Гаврилов Э.В., Гридчин А.М., Ряпухин В.Н., Системное проектирование автомобильных дорог. Ч. 1.: Учебное пособие – Москва – Белгород: изд-во АСВ, 1998. – 138 с.
2. Коваленко Л.А. Оценка пропускной способности автомобильных дорог // Вестник ХНАДУ. – 2000. – Вып. 19. – с. 62 – 64.