Материалы

Особенности содержания и динамики политических стереотипов студентов


Белгородский государственный университет

 

Особенности содержания и динамики политических стереотипов студентов

 

В повседневной жизни человек, как правило, лишен возможности подвергать критическому сомнению «устои жизни» - традиции, нормы, ценности, правила социально-политического поведения. Он не располагает также полной информацией о событиях, по которым ему приходится высказать собственное мнение и оценку. Поэтому в обыденной действительности люди часто поступают шаблонно, в соответствии со сложившимися стереотипами, помогающими ориентироваться в тех обстоятельствах, в которых можно обойтись без специальной аналитической, мыслительной работы и не требуется принятия ответственного решения.

Познание, а затем и оценивание человеком социально - политических явлений и процессов обусловлено имеющимися у него политическими стереотипами.

С психологической точки зрения, стереотип является стандартизованным, схематизированным, упрощенным и уплощенным, эмоционально окрашенным образом какого - либо социально - политического объекта (явления, процесса), обладающим значительной устойчивостью, но фиксирующим в себе лишь некоторые, иногда несущественные его черты, представляет собой мощнейшее средство манипулирования сознанием отдельных индивидов, групп и масс в политике.

В последнее время широкий круг работ посвящен проблеме познания и представления социально-политических явлений в межличностной и массовой коммуникации (Б.А. Грушин, Г.Г. Дилигенский, Д.В. Ольшанский, Е.Б. Шестопал, П.Н. Шихирев и др.). Исследуется каким образом психическая, гражданская и идейная зрелость обуславливают личностное становление, специфику категоризации политической информации при восприятии, что также приводит к трансформации политических стереотипов.

Изучение политических стереотипов при восприятии политических феноменов является предметом исследования многих отечественных и зарубежных психологов, однако проблема их содержания и динамики остается недостаточно исследованной и требует дальнейшей работы.

В настоящее время политические стереотипы студенческой моложи являются актуальной и все еще недостаточно исследованной областью знаний. Представляется наиболее актуальным исследование особенностей содержания и динамики политических стереотипов у студентов на раннем этапе политической и гражданской зрелости, поскольку этот период наиболее сензитивен для формирования устойчивых особенностей политических стереотипов.

Подход к рассмотрению политических стереотипов затрагивает множество вопросов: каково содержание политических стереотипов студентов, каковы динамические тенденции политических стереотипов; какие факторы обуславливают возникновение, стабильность и изменение политических стереотипов; каковы, наконец, отличительные особенности политических стереотипов студентов.

Проблема нашего исследования - существует ли динамика эмоционально-оценочных признаков в содержании политических стереотипов студентов в процессе обучения в ВУЗе.

Целью нашего исследования является изучение содержания и динамики политических стереотипов студентов в процессе обучения.

Гипотеза - эмоционально-оценочные признаки, будучи наиболее выраженными в содержании политических стереотипов студентов на начальных этапах обучения в вузе, в дальнейшем подвержены изменениям: эмоционально-оценочные признаки утрачивают свою выраженность, и более существенными признаками становятся функциональные признаки объекта.

В качестве предмета нашего исследования выступило содержание и динамика политических стереотипов студентов в процессе обучения в вузе.

Основной базой исследования был избран Белгородский государственный университет.

В исследовании приняли участие 120 студентов 1-4 курсов экономического факультета, факультета управления и предпринимательства, факультета психологии.

1 2 3
Общее время работы: 9.829044342041 мс
Использование памяти: 658 КБ