Материалы

Особенности содержания и динамики политических стереотипов студентов


В качестве диагностического инструмента использовалась методика свободного описания. Требовалось описать, используя различные определения, предлагаемые понятия: «идеальный политик», «типичный политик», «идеальный гражданин государства», «типичный гражданин государства», «идеальное общество», «реальное общество». Данные понятия были выбраны, исходя из структуры политической системы:

1) «идеальный политик», «типичный политик», относятся к деятелю, занимающейся вопросами политики;

2) «идеальное общество», «реальное общество» относятся к совокупности людей, объединенных на определенной ступени исторического развития, определяющие собою общественные отношения;

3) «идеальный гражданин государства», «типичный гражданин государства» относятся к лицам, принадлежащим к постоянному населению данного государства, пользующиеся его защитой и наделенной совокупностью политических и иных прав и обязанностей. В результате свободного описания предлагаемых понятий можно будет вычленить семантико-перцептивный содержательный комплекс представлений о каждом понятии у каждого испытуемого.

Далее на основании анализа и сопоставления индивидуальных результатов можно вычленить те общие устойчивые признаки, которые с достоверностью отмечают испытуемые при оценке предлагаемых понятий. Эти общие признаки составят семантико-перцептивный содержательный комплекс представлений о каждом понятии для всех испытуемых; его можно считать стереотипом данного понятия, т.е. обобщенным, устойчивым, обоснованным общественным и личным опытом образом-представлением.

Результаты свободного описания были сведены в четыре группы признаков:

- непосредственно чувственные свойства (чувственно воспринимаемые особенности цвета, размера, формы, положения во времени и пространстве);

- функциональные свойства (определяющие активность действий);

- особенности состояния (внутренние присущие качества);

- эмоционально-оценочные свойства (выражающие определенное эмоциональное отношение к характеру, поведению, внешности).

Качественно анализировались стратегии описания (как развертываются описания), тип описания (как используются непосредственно-чувственные, эмоционально-оценочные, функциональные признаки и признаки состояния в описании) и язык описания (какие средства применяются в описании).

Анализировались предложенные студентами типичные наборы качеств по каждому понятию, определяющих содержание исследуемых стереотипов.

Результаты свободных описаний были сведены с помощью контент-анализа в 14 групп-признаков. Анализировалась выраженность выделенных групп признаков в исследуемых стереотипах, и определялись наиболее важные из них в содержании исследуемых стереотипов. В последующем результаты были обработаны с помощью ранговой корреляции и кластерного анализа, позволяющего представить семантическую структуру в виде кластерного дерева, которое изображает иерархию связей оценки понятий. Сопоставление результатов позволили выявить динамические тенденции в развитии исследуемых политических стереотипов.

1 2 3
Общее время работы: 10.720014572144 мс
Использование памяти: 658 КБ