Материалы

Особенности содержания и динамики политических стереотипов студентов


Итоги проведенного исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу. Выявлено значительное снижение выраженности эмоционального-оценочного компонента в содержании политических стереотипов студентов к концу обучения в вузе. В восприятии и познании студенты опираются, главным образом, на внутренние и функциональные (определяющие активность действий) признаки.

Были выделены ведущие (доминирующие) свойства для каждого изученного стереотипа. Так, например, «идеальный политик» определяется как демократичный, дипломатичный, харизматичный, выполняет обещания; «типичный политик» - как коррумпирован, казнокрад, ищет выгоду для себя; «идеальный гражданин государства» - патриот, порядочный, приумножает богатства Родины; «типичный гражданин государства» участвует в голосовании, «сам за себя», невоспитан, равнодушен; «идеальное общество» - гуманное, демократическое, сильное, равные возможности у народа, такого не бывает; «реальное общество» представляется как враждебным, суетливым, раздражительным.

Было обнаружено, что при оценке понятий студентами наиболее значимыми являются эмоциональная оценка характера, оценка отношения к делу, оценка внешнего поведения, оценка отношения к людям, раскрывающие содержание политических стереотипов.

Качественный анализ результатов описания позволил выявить условные стратегии, типы и язык описания, которые можно рассматривать как индивидуальные характеристики воспринимающих субъектов.

Анализ результатов свободного описания через определение уровней значимости признаков позволил выявить структуру понятий, а через нее - структуру политических стереотипов, как отражения некоторого слоя социально-перцептивного опыта, приобретенного в результате общения и накопления знаний об окружающих людях.

Изучение структуры стереотипов студентов разных лет обучения позволило выявить динамические тенденции в развитии стереотипов «политик», «общество», «идеальный гражданин государства», «типичный гражданин государства ». Наиболее значимые изменения за период обучения студентов в ВУЗе выявлены в политическом стереотипе «политик». Житейско-практические представления о современном политике, характерные для студентов 1 -го курса, постепенно по мере обучения в везе трансформируются, наполняются новым содержанием, важными качествами, и к концу обучения в ВУЗе формируется упрощенный, согласованный образ профессионала, в политической деятельности. Содержание стереотипа «общество» незначительно изменяется за время обучения в вузе, что связано с абстрактным пониманием взаимодействия государства с народом, однако его структура становится более простой, а представления студентов об «обществе» - более согласованными. Выяснено, что стереотипы «идеальный гражданин государства» и «типичный гражданин государства» остаются неизменными от 1-го к 4-му курсу. Эти стереотипы формируются до начала обучения в вузе в процессе социально-политической адаптации.

1 2 3
Общее время работы: 18.565893173218 мс
Использование памяти: 658 КБ