|
Материалы

Исследование проблем системы высшего образования России


Одной из главных проблем высшей школы является то, что более половины выпускников вузов не используют в работе узкопрофессиональные навыки. Условно говоря, эти люди получили общее высшее образование за пять лет вместо трех, и 90% из них обучались за бюджетные деньги. Самые крупные зоны потерь: учителя (70-75% выпускников педвузов не идет работать по специальности), медики (более 50% выпускников), студенты аграрных вузов (больше 60%), курсанты военных вузов, которые в массовом порядке комиссуются, особенно те, кто учились по гражданским специальностям. С подготовкой инженеров ситуация стала несколько лучше, но и сейчас потери все равно составляют более 50%.

Важно, что в последнее время получила значительное распространение ориентация на два высших образования. Даже 13% учащихся ПТУ указывают на необходимость обучения в двух вузах. Среди студентов высших учебных заведений такой точки зрения придерживается 44% из числа опрошенных. При этом только 14% студентов считают важным дальнейшее обучение в аспирантуре. Такое распределение образовательных стратегий демонстрирует снижение социального статуса научных работников в настоящее время и повышение роли высшего образования при трудоустройстве на хорошо оплачиваемую работу

Рост интереса населения к получению второго высшего образования свидетельствует не только о значимости дополнительного образовательного ресурса в современных условиях, но и о недостаточном качестве профессиональной подготовки во многих российских вузах. Последнее обстоятельство приводит к необходимости дополнительного обучения в других образовательных учреждениях, обеспечивающих более высокий уровень профессиональных знаний и навыков. Кроме того, многие выпускники высших учебных заведений не могут найти хорошо оплачиваемую работу по приобретенной специальности и вынуждены получать второе высшее образование по тем профессиям, которые востребованы на рынке труда.

В вузах поддерживается избыточная численность профессорско-преподавательского состава. В сфере высшего профессионального образования в России фиксируется низкий, по международным меркам, показатель числа студентов на одного преподавателя. Сохранение избыточной численности и низкой оплаты труда сдерживало приток молодых преподавателей в вузы и обусловливало старение профессорско-преподавательского состава - в 2002 году в государственных вузах доля преподавателей заведомо пенсионного возраста (60 лет и старше) достигла 22%.

Но, конечно, главной проблемой российского третичного образования является низкий уровень финансирования. Всего, по данным международной организации Education International, опубликовавшей отчет о положении с образованием в мире, в 2004 году США потратили на нужды образования (в том числе высшего, профессионального и пр.) 4,8% от своего валового внутреннего продукта (Министерство Образования США использует другой показатель – 7,7%). Для сравнения: Россия 4,4%, Великобритания – 5,3%, Франция – 5,8%, Германия – 4,6%, Израиль – 7,3%, Япония – 3,5%.

Низкий уровень подушевого финансирования в сфере высшего образования является оборотной стороной его массовости.

Возможные пути решения сложившихся проблем:

1) Расширение возможностей получения высшего образования для юношей и девушек со слабо выраженными способностями к обучению приведет, в конечном счете, к девальвации вузовского диплома. При зачислении абитуриентов в высшее учебное заведение на конкурсной основе следует принимать во внимание не только баллы, полученные на вступительных экзаменах и часто отражающие способности репетиторов, но и средний балл школьного аттестата, характеризующий общий уровень развития ребенка, его дисциплинированность и трудоспособность - качества, полезные не только для учебы в вузе, но и для будущей профессиональной карьеры;

2) Следует разработать и реализовать программу, по которой государство заключает со студентом договор о том, что оно полностью будет оплачивать его обучение взамен на последующую работу в России по полученной специальности. Если условие договора не выполняется, то гражданин выплачивает полностью стоимость обучения с процентами, установленным государством;

3)      Вступил в силу закон об увеличении заработной платы преподавателям, имеющих звание доцента, кандидата наук и др. Это может стимулировать студентов продолжать обучение в аспирантуре и магистратуре, а возможно уменьшить и взяточничество;

1 2 3 4
Общее время работы: 21.378040313721 мс
Использование памяти: 658 КБ