Материалы

Исследование проблем системы высшего образования России


Любые реформы образования необходимо адаптировать к столь высоким социальным ожиданиям населения.

По данным опроса, проведенного в июне 2003 года "Для чего, на Ваш взгляд, нужно высшее образование, ради чего идут учиться в институт? " только 39% ответили "получить специальные знания", все остальные ответы представляют собой исключительно статусные вещи, таким образом, это является еще одним объяснением, почему высшее образование, в основном, общее. Более 60% студентов вузов ориентированы на получение общего, а не специального высшего образования. Более 20% студентов вузов согласны на приобретение титула "высшее образование" без необходимых навыков, то есть сознательно идут на покупку диплома.

Потенциальная готовность родителей к инвестициям в образование ребенка в значительной степени соответствует их реальным финансовым возможностям. Сопоставление финансовых возможностей семей с фактически требующимися затратами на высшее профессиональное образование позволяет сделать следующие выводы.

Таблица 1

Максимальные приемлемые для семьи ежемесячные затраты на обучение ребенка в вузе

Максимальные затраты, рублей в месяц

Доля семей, %

0

6,4

Менее 500

9,8

500 - менее 1000

19,2

1000-менее 2000

34,3

2000 - менее 3000

13,9

3000 - менее 6000

13,4

6000 и более

2,9

В настоящее время доступ к высшему профессиональному образованию полностью закрыт для 6,4% российских семей. 2,9% родителей могут обеспечить материальную поддержку своему ребенку только в случае его обучения на бюджетной основе. Если государство откажется от финансирования системы высшего профессионального образования и целиком переведет ее на коммерческую основу, то обучение в высшем учебном заведении станет недоступным для 1/3 юношей и девушек соответствующего возраста, среди которых могут оказаться талантливые представители современной молодежи.

Многие родители, имеющие средний уровень дохода и не способные оплачивать дорогостоящую программу в течение 5-6 лет, предпочитают вкладывать значительные денежные средства на стадии поступления ребенка в высшее учебное заведение. Самой крупной статьей расходов среднестатистической семьи на стадии перехода "школа - вуз" становятся взятки за более "мягкое" отношение на вступительных экзаменах и непосредственно за зачисление в вуз. Таким образом, параллельно с официальной стоимостью образовательных программ существуют "теневые" цены, по которым продаются и покупаются бюджетные места в государственных учебных заведениях.

Если действующие параметры образовательной системы будут инерционно развиваться и дальше, то к 2010 году около половины всех приходящих на рынок труда людей будут формально иметь высшее образование, будут иметь очень завышенные социальные ожидания и не будут готовы работать исполнителями в секторах, связанных с производством реальных товаров.

1 2 3 4
Общее время работы: 16.39199256897 мс
Использование памяти: 658 КБ