Исследование проблем системы высшего образования России
В настоящее время, пожалуй, сложно найти страну, в которой в той или иной степени не подвергалась бы критике существующая система образования, государственная политика в этой области и общество было бы довольно своим образованием. Действительно, в условиях постоянных изменений, прогресса в развитии общества, быстро преобразующейся экономики образование остаётся транслятором культурных традиций, накопленных знаний, в то же время не всегда успевая приспособиться к новой, меняющейся жизни. Конкурентоспособность страны на мировой арене напрямую связана с состоянием человеческого капитала и интеллектуального потенциала её населения.
Поэтому необходимо детальное изучение состояния системы образования на основе статистических данных, позволяющее сделать возможные прогнозы на долгосрочное время, выявить острые проблемы и найти возможные пути их разрешения.
К основным проблемам в системе высшего образования на сегодняшний момент можно отнести:
1) Низкий уровень финансирования;
2) Для значительного числа семей остаётся невозможным оплата обучения своего ребёнка;
3) Качество образования;
4) Утрата вузовским дипломом его важнейшей функции - служить сигналом о качестве рабочей силы на рынке труда;
5) Устаревание преподавательского состава;
6) Невостребованность на рынке труда выпущенных специалистов,
7) Коррупция в системе высшего образования при поступлении и в процессе обучения.
Согласно результатам мониторинга, который ВЦИОМ проводил два года подряд среди девяти тысяч респондентов, 88% граждан России имеют достаточно твердую установку на то, что их дети должны получить высшее образование. Это совершенно фантастический результат, такого нет ни в одной стране мира, даже самой развитой.
Почему россияне выбирают высшее образование, при том, что оно не является гарантией последующей стабильной жизни? Это объясняется четырьмя факторами. Во-первых, в условиях низких трудовых доходов и стагнации реального сектора экономики издержки на продолжение образования являются очень низкими, а в 90-е годы прошлого века они были почти нулевыми. Во-вторых, начиная с 70-х годов прошлого века альтернативные образовательные траектории (ПТУ-работа, техникум-вуз-работа) начали резко уступать по эффективности траектории школа-вуз, а потом и вовсе провалились. В-третьих, это фактор призыва в вооруженные силы. В-четвертых, это то, что высшее образование фактически стало необходимым элементом социализации для значительной группы населения.