Материалы

Исследование проблем системы высшего образования России


В настоящее время, пожалуй, сложно найти страну, в которой в той или иной степени не подвергалась бы критике существующая система образования, государственная политика в этой области и общество было бы довольно своим образованием. Действительно, в условиях постоянных изменений, прогресса в развитии общества, быстро преобразующейся экономики образование остаётся транслятором культурных традиций, накопленных знаний, в то же время не всегда успевая приспособиться к новой, меняющейся жизни. Конкурентоспособность страны на мировой арене напрямую связана с состоянием человеческого капитала и интеллектуального потенциала её населения.

Поэтому необходимо детальное изучение состояния системы образования на основе статистических данных, позволяющее сделать возможные прогнозы на долгосрочное время, выявить острые проблемы и найти возможные пути их разрешения.

К основным проблемам в системе высшего образования на сегодняшний момент можно отнести:

1) Низкий уровень финансирования;

2) Для значительного числа семей остаётся невозможным оплата обучения своего ребёнка;

3) Качество образования;

4) Утрата вузовским дипломом его важнейшей функции - служить сигналом о качестве рабочей силы на рынке труда;

5) Устаревание преподавательского состава;

6) Невостребованность на рынке труда выпущенных специалистов,

7) Коррупция в системе высшего образования при поступлении и в процессе обучения.

Гендерные проблемы в сфере образования наиболее остро проявляются в отставании мужчин по уровню образования, а также в относительно низкой экономической эффективности образования у женщин.

В настоящее время в России уровень образования российских женщин превысил уровень образования мужчин. Кроме того, можно говорить о значимых гендерных различиях в стратегиях получения профессионального образования (молодые женщины проявляют все больше интереса к получению высокого и очень высокого уровня профессионального образования, в то время как молодые мужчины все чаще ограничиваются его более низкими уровнями). Данную тенденцию можно выявить, вычислив индекс фиксированного состава:

,

где , - повозрастные уровни образования женщин и мужчин соответственно;

- возрастная структура населения.

Согласно вычислениям уровень образования женщин данной ступени превышает уровень образования мужчин на 8 %. И в ближайшем времени эта тенденция будет увеличиваться.

Согласно результатам мониторинга, который ВЦИОМ проводил два года подряд среди девяти тысяч респондентов, 88% граждан России имеют достаточно твердую установку на то, что их дети должны получить высшее образование. Это совершенно фантастический результат, такого нет ни в одной стране мира, даже самой развитой.

Почему россияне выбирают высшее образование, при том, что оно не является гарантией последующей стабильной жизни? Это объясняется четырьмя факторами. Во-первых, в условиях низких трудовых доходов и стагнации реального сектора экономики издержки на продолжение образования являются очень низкими, а в 90-е годы прошлого века они были почти нулевыми. Во-вторых, начиная с 70-х годов прошлого века альтернативные образовательные траектории (ПТУ-работа, техникум-вуз-работа) начали резко уступать по эффективности траектории школа-вуз, а потом и вовсе провалились. В-третьих, это фактор призыва в вооруженные силы. В-четвертых, это то, что высшее образование фактически стало необходимым элементом социализации для значительной группы населения.

1 2 3 4
Общее время работы: 12.036085128784 мс
Использование памяти: 658 КБ