Обеспечение безопасности движения на криволинейных в плане участках дорог
Рост интенсивности движения и изменение состава транспортного потока на автомобильных дорогах приводят к росту аварийности и повышению тяжести дорожно-транспортных происшествий. Как показывает мировой опыт эксплуатации автомобильных дорог, даже технически совершенные дороги могут не соответствовать современному уровню требований безопасности движения. В одних случаях дорожные условия способствуют возникновению ДТП, а в других – напротив, предупреждают их. Как показывают исследования, одной из причин сложившейся ситуации является конфликт между техническими требованиями к инженерным сооружениям и логикой действий водителей в процессе движения.
Одним из путей решения указанных проблем является совершенствование методов и норм проектирования, позволяющих исключить возможность возникновения аварийно-опасных участков дорог. Перспективным направлением представляется системный подход к проектированию автомобильных дорог и организации движения.
Согласно теории системного проектирования, закономерности поведения водителей проявляются в его взаимодействии со средой движения, результатом которого являются скорость и траектория движения. В рамках такого подхода основная задача проектирования и организации движения заключается в согласовании параметров среды движения с принципами поведения водителей [1]. При этом возрастает роль выбора соответствующих показателей, позволяющих судить об эффективности принимаемых проектных решений. В качестве таких показателей с точки зрения безопасности движения могут быть использованы показатели функционального состояния водителя в процессе движения. В этом случае ключевыми являются задачи:
- обоснования геометрических параметров трассы автомобильных дорог, обеспечивающих оптимальную надежность деятельности водителя;
- разработки надлежащего математического инструмента для реализации принимаемых проектных решений.
Поэтому целью работы является обоснование подхода к назначению геометрических параметров элементов трассы, базирующегося на использовании критерия, отражающего технические и эргономические требования, предъявляемые к проектам автомобильных дорог.
Постановка задачи
где - сдвиг частоты сердцебиений; - продуктивность деятельности водителя; - вероятность удержания заданной скорости.
Сравнительный анализ экспериментальных данных и аналитических расчетов позволил установить, что минимум частоты сердцебиений, психического принуждения водителя, удельных затрат его абстрактного труда наблюдаются при одних и тех же скоростях, определенных как норма скорости. Движение с этой скоростью обеспечивает реализацию принципа наименьшего взаимодействия водителя со средой движения. При этом надежность деятельности водителя достигает своего максимального значения, что свидетельствует о наиболее эффективном выполнении функций водителем (рис.1).
, (2)