Глобализация мировых логистических систем
Успешное функционирование на внешнем рынке сегодня невозможно без активного применения и постоянного развития методов международного маркетинга и инструментов глобальной логистики.
Глобализация оказывает влияние практически на все стороны нашей жизни, включая, разумеется, и бизнес-сферу, что приводит к формированию большого количества транснациональных компаний, использующих глобальные логистические цепи. Их развитию способствуют международные транспортно-экспедиторские и страховые компании, глобальные телекоммуникационные сети и другие структуры.
Термин "глобальная логистика" многими специалистами понимается как «стратегия и тактика создания, как правило, устойчивых макрологистических систем, связывающих бизнес-структуры различных стран мира на основе разделения труда, партнерства и кооперирования в форме договоров, соглашений, общих планов, поддерживаемых на межгосударственном уровне».1 Для глобальной логистики характерна трансформация предпринимательства от его концентрации и специализации в отдельных странах к мультиорганизованной мировой рыночной экономике. Именно глобальные логистические подходы позволяют находить наиболее эффективные пути и формы товародвижения на мировом рынке.
Глобальные процессы в экономике и формирование рынков глобальных компаний требуют глобализации логистики. Эти процессы идут одновременно, дополняя друг друга. Глобальная логистика строится на основе современных коммуникаций информации, используя наработки Информационных Технологий (ИТ) бек- и фронт-офисов. Без таких ИТ интегральная логистика просто невозможна.
Развитие глобальной логистики в значительной мере связано с формированием виртуальных ("пустых") корпораций, развитие которых становится основным трендом глобальной экономики. ТНК реализуют свои глобальные логистические стратегии путем использовании специализированных предприятий, централизованных запасов и метода отсрочки.
Транспортные проблемы глобальной логистики решаются специализированными логистическими компаниями - интеграторами, осуществляющими доставку грузов оптимальным путем: "от двери к двери". Структура организации глобальной логистики в целом связана с усилением централизации. Однако такая стратегия не исключает принципов вертикально-горизонтальных построений.
По мере развития виртуальных компаний, усиливается потребность в глобальной координации. В мире лидируют и активно развиваются рынки Китая, Индии и Малайзии. Главным конкурентным преимуществом выступает дешевизна рабочей силы.
По мнению Д. Бауэрсокса и Д. Клосса — ведущих западных специалистов в области логистического менеджмента, основными движущими силами его современной глобализации являются:
1) продолжающийся рост мировой экономики;
2) экспансия новейших технологии;
3) развитие и интеграция макрорегиональных хозяйственных структур;
4) новые возможности для формирования глобальных логистических цепей (каналов);
5) реализация процедур дерегулирования, проводимых многими странами для ускорения и удешевления продвижения материальных потоков.