|
Материалы

Глобализация мировых логистических систем


Экономический рост характерен сегодня не только для индуст­риально развитых стран. Он заметно проявляется во многих стра­нах третьего мира. Активный обмен новейшими технологическими достижениями (ноу-хау), результатами эффективных научных раз­работок, изобретениями способствует сближению экономических уровней разных стран, их социальной и хозяйственной интеграции.

Многим известны примеры успешного формирования макро-логистических региональных структур и систем в странах ЕС, Юго-Восточной Азии, Северной Америки. Их опыт наглядно подтверж­дает естественное стремление стран к региональной интеграции. Этому способствуют сходство политических систем, укладов жизни населения, традиций, близость исторических корней, практика пользования, едиными источниками энергии и сырьевыми ресурсами, сопряженность коммуникаций, отсутствие торговых и таможенных барьеров. Вместе с тем поиск, новых резервов роста и обострение конкуренции и вызывают стремление многих компаний и фирм искать новые рынки сбыта, дешевые источники сырья и трудовых ресурсов за пределами национальных границ своих стран.

Международное разделение труда и кооперация привели к созданию большого количества ТНК, использующих в бизнесе глобальные логистические цепи и каналы. Перспективы их развития связаны прежде всего с возможным увеличением отдачи на вложенный капитал, более низкими тарифами логистических посредников в других странах, лучшими финансовыми условиями. Созданию логистических каналов способствуют крупные международные транспортно-экспедиторские фирмы, страховые компании, использующие глобальные телекоммуникационные сети.

Наконец, существенное значение для реализации глобальной логистики имеют процедуры дерегулирования, проводимые многими странами для снятия торговых, таможенных, транспортных и финансовых барьеров на пути развития международных торговых, социально-политических и экономических взаимоотношений. Эти процедуры облегчают движение капитала, товаров и информации через национальные границы.

В то же время нельзя считать, что все ограничения на пути раз­вития глобальной логистики сняты. Существует достаточно много барьеров, обусловленных различными причинами, в том числе политическими системами, разным экономическим и социальным уровнем развития стран. Такие барьеры существуют, например, между странами ЕС и Восточной Европы, ЕС и Россией, США и ЕС, США и Мексикой, странами ЕС и Центральной Азии, США и Японией. Кроме того, в глобальной логистике необходимо учитывать международную конкуренцию, ограничения на распределительные сети транснациональных корпораций и др. Финансовые барьеры связаны с налоговой, таможенной, торговой политикой государств, ограничениями на ввоз капитала. Близкими к ним являются огра­ничения в распределении товаров фирм-конкурентов из других стран.

Большую роль в решении глобальных логистических задач иг­рают так называемые «международные канальные посредники», к которым относят: международные транспортно-экспедиторские фирмы; транспортные компании; компании по управлению экс­портными операциями; внешнеторговые компании и представи­тельства; брокерские и агентские фирмы; компании по упаковке товаров в экспортно-импортных операциях; морские порты. Самые крупные пакеты логистических услуг обычно предлагают крупные международные транспортно-экспедиторские фирмы.

Экспортно-импортные операции в глобальных логистических системах, как правило, связаны с большим, чем в обычном логис­тическом менеджменте, объемом информации, более сложным документооборотом и требуют государственного регулировании. Роль государства в этой сфере сводится к упорядочению потоков экспортно-импортных грузов, защите прав потребителей, предот­вращению контрабанды запрещенных к ввозу-вывозу товаров и про­текционистской политике в отношении своих производителей, транспортных, экспедиторских и других компаний, участвующих в глобальных логистических системах. Важное место в структуре глобальных логистических систем занимают зоны свободной торговли.

На рубеже XX и XXI столе­тий консалтинговая фирма "АТ Кеarney " совместно с американ­ским журналом "Foreign Policy" провели исследование 62 наибо­лее экономически развитых стран с точки зрения их участия в глобализации. Рейтинг базировался на 13 параметрах, включая внешнеторговый оборот, объем инос­транных инвестиций, распростра­ненность международных теле­коммуникаций и использование Интернета, членство в междуна­родных экономических организациях и др. По итогам исследова­ния выяснилось, чти наивысшая степень глобализации характер­на для следующих 10 государств: Ирландия, Швейцария, Сингапур, Нидерланды, Швеция, Финляндия, Канада. Дания, Австрия, Великобритания. США занима­ет 12 место, а Россия - пока 39 .

1 2 3 4 5 6
Общее время работы: 13.524055480957 мс
Использование памяти: 661 КБ