|
Материалы

Управление бизнес-процессами на предприятии с использованием программно-инструментальных средств


 

В настоящее время процессный подход к организации управления предприятием признан наиболее перспективным. В соответствии с ним вся деятельность предприятия представляется в виде множества бизнес-процессов. Бизнес-процесс - это упорядоченный по времени набор заданий, выполняемых как людьми, так и информационными системами предприятия, и направленный на достижение заранее известной бизнес-цели за известное время.

Быстрая интеграция работы разнородных приложений и труда сотрудников из различных департаментов в единый бизнес-процесс, позволяет добиться гарантированно повторяемого результата за известный промежуток времени, а это одно из серьезных преимуществ предприятия на быстро меняющемся, высококонкурентном рынке. Вследствие этого у предприятий возникает потребность в гибких компьютерных системах, реализующих процессный подход к управлению. Основанные на нем компьютерные системы получили название систем управления бизнес-процессами, или BPM-системы (Business Process Management). Важной характеристикой этих решений является возможность быстрой разработки и изменения бизнес-процессов предприятия без обновления специализированного кода, с использованием лишь графической среды разработки. Управление бизнес-процессами - активно развивающаяся область, и многие термины здесь еще не устоялись. Различные авторы прибегают к таким понятиям, как BPM-системы, WorkFlow-системы (далее WF-системы), DocFlow-системы (далее DF-системы), EAI (Enterprise Application Integration) и т. п. Мы будем применять термин “BPM-система” в качестве общего, рассматривая все остальные решения как частные реализации BPM в различных парадигмах.

С употреблением терминов BPM и WorkFlow возникла немалая путаница. Сам по себе термин workflow означает «последовательность работ, составляющих процесс», но его принято использовать и для обозначения функции управления потоком работ в традиционных системах документооборота. А BPM есть расширение workflow, но в BPM больше внимания уделяется автоматически выполняемым шагам бизнес-процесса (т.е. межсистемному взаимодействию) и мониторингу бизнес-процессов (т.е. сбору статистики выполнения бизнес-процессов).

Теоретически, BPM-системы должны равно хорошо координировать задачи, выполняемые как людьми (human-to-human flow), так и автоматизированными системами (system-to-system flow). Системы, ориентированные на координацию выполняемых людьми работ, иногда называют WF-системами (еще одно значение этого термина).

Как и в BPM, так и в WF парадигме, бизнес-процесс можно представить в виде графа (см. рисунок)

 


Пример графа бизнес-процесса “Оплата счета поставщика”

 

Определим бизнес-процесс при помощи задания следующих перспектив (точек зрения или слоев/уровней рассмотрения):

·        перспектива управления потоком (control-flow perspective);

·        перспектива данных (data perspective);

·        перспектива ресурсов  (resource perspective);

1 2 3
Общее время работы: 11.986970901489 мс
Использование памяти: 657 КБ