|
Материалы

Организация охраны окружающей среды в России


Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации. Также в числе источников экологического права большое место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренне экологические отношения на основе международного права.

Система экологического законодательства включает в себя две подсистемы: природоохранное и природоресурсное законодательство.

В природоохранное законодательство входит Закон РФ «Об охране окружающей среды», являющийся ключевым экологическим законом России, и другие законодательные акты комплексного регулирования.

В подсистему природоохранного законодательства входят: Земельный кодекс РФ (2001г.), Закон РФ «О недрах» (1992г.), Лесной кодекс РФ (1997г.), Водный кодекс РФ (1995г.), Закон РФ «О животном мире» (1995 г.), а также другие законодательства и нормативные акты.

В принятой 12 декабря 1993 г. Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Конституция РФ регламентирует организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Так, согласно ст. 72, пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водным и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.

По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам. Положение Конституции РФ конкретизируется в источниках экологического права.

10 января 2002 г. был принят Федеральный Закон «Об охране окружающей среды», который заполнил пробел российского экологического законодательства и определил следующие пути разрешения противоречий, возникших между экологией и экономикой. Эти два больших закона комплексной подсистемы экологического законодательства составляют основу для охраны окружающей среды и обеспечения экологического законодательства.

Большую роль в обеспечении экологического права играют акты природоресурсного законодательства России, основным из которых является Земельный кодекс РФ, принятый Государственной Думой в 2001 г. Он построен на отмене исключительности государственной собственности на землю и другие природные ресурсы и провозглашении приоритета частной собственности на землю.

Правовые нормы по охране природы и рациональному природопользованию содержатся и в других актах природоресурсного законодательства России. Природоохранные министерства и ведомства наделяются правом издавать нормативные акты в рамках своей компетенции. Они предназначены для обязательного исполнения другими министерствами и ведомствами, физическими и юридическими лицами.

Немаловажную роль играют нормативные правила – санитарные, строительные, технико-экономические, технологические и т. д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации и т. д. Эти нормативы представляют собой технические правила и в этом виде они не рассматриваются как источники права. Закон об окружающей природной среде (ст. 25, 27 и др.) Устанавливает юридическую обязанность их исполнения, что и придает таким нормам юридический характер. Нормотворческой деятельностью вправе заниматься представительные и исполнительные органы власти республик, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Помимо специальных нормативно-правовых актов экологического содержания в последние годы широко используется экологизация нормативных актов, регулирующих экономическую, хозяйственную и административную деятельность предприятий. Под экологизацией понимают внедрение экологических требований в нормативно-правовые акты неэкологического содержания. Необходимость такого процесса объясняется тем, что экологические законы не всегда могут напрямую касаться хозяйствующих субъектов, занятых в различной сфере производства.

Эффективность экономического механизма комплексного использования природных ресурсов во многих отраслях сейчас снижается из-за отсутствия стройной системы стимулирования повышения комплексности освоения ресурсов. Дополнительная прибыль от снижения против установленных норм потерь полезных ископаемых при переработке и обогащении определяется на основе оценки сэкономленного объема сырой руды по плановой себестоимости добычи.

1 2 3
Общее время работы: 17.865180969238 мс
Использование памяти: 660 КБ