Материалы

Развитие западноевропейской культуры (восприятие современного студента)


 

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур многочисленных народов нашей планеты. В течение многих тысячелетий развивалась культура человечества, пройдя ряд последовательных этапов, соответствующих основным стадиям развития общества. Поэтому под мировой культурой мы понимаем древневосточную, античную, средневековую, культуру эпохи Возрождения, эпохи Просвещения и т.д.

Одни ученые рассматривают культуру как специфический способ деятельности, как специфическую функцию коллективной жизни людей, другие делают акцент на развитие самого человека как общественного существа. Весьма распространено понимание культуры как системы духовной ценностей или как определенной идеологии. Наконец, иногда культуру понимают лишь как искусство и литературу. «Культура» в переводе с латинского означает обрабатывание, возделывание, уход и противопоставляется понятию «натура», т.е. природа. Культура не существует вне человека и его деятельности, также как и нет человека вне культуры. В понятии «культура» органично слились система материальных и духовных ценностей, созданных человеком, а также процесс развития творческих способностей человеческой личности и общества в определенных исторических реалиях.

Каждая крупная эпоха в истории человечества создавала особую, лишь ей принадлежавшую систему ценностей, обусловившую преобладающее развитие того или иного направления культуры. С наибольшей полнотой отражало тенденцию времени искусство.

Государство Древнего Египта в долине Нила создало высокую и утонченную культуру. В ней появились общие черты стиля древневосточных рабовладельческих деспотий с их «гигантоманией». Особенности древнеегипетской культуры связаны с раним развитием государственности, изолированным географическим положением, а также с глубоким и всесторонним влиянием религии (особенно заупокойного ритуала) на все сферы художественной деятельности. Древний Египет открыл миру далеко не все свои тайны. Его огромная роль в истории мировой культуры ещё не оценена по достоинству.

Художественную культуру Древней Греции именуют античной. Мощная морская держава со столицей в Кноси создала оригинальную дворцовую культуру, в которой органично сплелись природные и религиозные мотивы. Гибель критской цивилизации обусловлена, по-видимому, двумя причинами: сильнейшим землетрясением и последствиями извержения подводного вулкана. Эстафету энейской культуры приняла материковая Греция. Микенская цивилизация была более суровой и мужественной. Она создала монументальную оборонительную архитектуру. Эта цивилизация была сметена нашествием с севера.

На фоне общего упадка греческой культуры и медленного возрождения выделяются в гомеровский период два вида искусства: вазопись и эпическая литература. В эту эпоху архаики зародилась греческая философия и наука, главные жанры литературы, театр, ордерная архитектура и архаическая скульптура. Художественное творчество Эллады впервые в истории мира утвердило реализм как абсолютную норму искусства. Во всестороннем развитии личности греки опередили многие другие народы. Все это обеспечило небывалый расцвет греческой художественной культуры и предопределило новый этап ее «существования» — как высочайшего образца для всех последующих художественных культур.

Первым «учеником» Древней Греции в сфере культуры является Древний Рим. Римская культура была явлением значительно более сложным, чем греческая. В её формировании приняли участие многие племена и народы, подчинившиеся римской власти. В античный гуманизм римляне внесли черты аналитического миропонимания: суровая проза, точность и историзм мышления легли в основу культуры. Практицизм пронизывает все сферы римской культуры. Если гений греческого народа — гений художественный, то римский гений — политический. Вся писаная история, легенды и религия, различные виды искусства должны были утверждать идею военного могущества римлян.

Потребности римского общества породили новые типы сооружений: амфитеатры, термы, триумфальные арки и колоны, императорские форумы и святилища. Дворцы, особняки, виллы, театры, храмы, мосты, надгробные памятники получили на римской почве новое архитектурное решение. Рационализм, лежащий в основе римской архитектуры, проявлялся в пространственном размахе, целостности гигантский архитектурных комплексов, строгой симметрии геометрических форм. Выдающаяся страница древнеримской художественной культуры связана с «золотой латынью». Латинский язык мертв, но без него немыслима современная мировая культура. Тот, кто изучает латынь, усваивает мировую культуру. В эпоху средневековья на основе латыни сформировались романские языки, а латынь становится языком католической церкви и науки. И современная наука тесно связана с латынью: наряду с греческим языком она служит источником образования научной терминологии.

1 2 3
Общее время работы: 16.878128051758 мс
Использование памяти: 661 КБ