Индивидуальный подход в физическом и интеллектуальном развитии детей 3-6 лет
Мы старались как можно больше времени проводить на отрытом пространстве и организовать как можно большее количество следующих игр:
1. На развитие зрительной и моторной координации:
"Найди крышечку по размеру". Необходимо: 4-6 бутылок или банок разных размеров с крышками (крышки можно хранить в небольшом контейнере или картонном коробке, который можно после игры вместе с детьми украсить с помощью цветной бумаги или красок). Расставьте бутылочки на столе перед ребенком; медленно снимите крышки и закрутите обратно; сначала надевайте крышки, соответствующие размеру бутылочек, затем перемешайте крышки и дайте возможность ребенку самому подобрать нужные крышки к бутылочкам.
2. На развитие и утончение тактильных ощущений.
Коробочка с образцами тканей. Необходимо: небольшая коробочка, содержащая по паре кусочков каждой ткани различной текстуры (например, шелк, хлопок, шерсть, мохер и т.п.). Покажите три пары кусочков ткани, наиболее контрастирующих по текстуре; затем перемешайте их и попросите ребенка найти пары, ощупывая их руками; когда дети поймут смысл упражнения, добавляйте другие кусочки ткани; вдохновите ребенка проделать тоже самое с завязанными глазами.
3. На умение описать предмет по картинке. При этом все картинки (например, ложку, лист, ластик) должны начинаться с одной буквы. Данная игра позволяет детям визуально запомнить как выглядит тот или иной предмет и правильное его название.
4. Вся группа была разделена на 2 команды. Задачей команд было сделать из природных материалов (свежая и сухая трава, листья, цветы и т.д.) гнездо для птенцов, которых они нашли. Результат был ошеломляющий. Было очень интересно наблюдать, как дети в таком маленьком возрасте стали дружно искать материалы, разделили обязанности, кто что ищет. Воспитатель тоже помогал детям, если у них что-то не получалось.
Также был проведен конкурс рисунков на асфальте. Детям дали цветные мелки, ветки, разноцветные крышки из-под банок. Многие дети стали из крышек выкладывать буквы, которые они выучили.
Из последних двух игр можно сделать вывод, что дети, у которых очень слабо развиты умственные способности очень хорошо рисуют. Следовательно, в тех учреждениях, где они живут обязательно должны быть бумага, карандаши, краски.
Конечно, это далеко не полный перечень тех упражнений, которые можно предложить детям в рамках методики Монтессори.
В таких играх, как правило, используются только натуральные природные материалы. Кроме того, детские комнаты должны соответствовать возрастным и санитарно-гигиеническим нормам, оборудованы легкими переносными стульями и столами, чтобы учитель и дети могли быстро освободить место для какой-либо игры.
Таким образом, педагогическая практика в Областном детском туберкулезном клиническом санатории (г. Харьков) показала, что использование рекомендаций известного педагога М. Монтессори способствует более раннему и гармоничному развитию детей 3-6 лет и ее необходимо использовать в детских учреждениях такого типа.
Литература
1. Гордий Н. Педагогические аспекты семейного воспитания в отечественной педагогической журналистике второй половины XIX столетие //Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – Харьков, ХХПИ. - 2000. - №4. – С. 22-26.
2. Яблонський Р. Физическое воспитание в педагогической системе С. Русовой и М. Монтессори: попытка типологического сопоставления //Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – Харьков, ХХПИ. - 1999. - №16. – С. 12-16.