Материалы

Индивидуальный подход в физическом и интеллектуальном развитии детей 3-6 лет


Харьковский национальный педагогический университет имени Г.С.Сковороды

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ 3-6 ЛЕТ

 

Современный мир требует не только высокой физической подготовки, но и развития психики и интеллекта. Известно, что на начальном этапе формирования ребенка физическое, психологическое и интеллектуальное развитие тесно связаны между собой. Дети, которые научились раньше плавать, ходить отличаются большими интеллектуальными и психическими способностями. Поэтому задача педагогики – поиск и создание новых методов, которые будут гармонично влиять на развитие ребенка.

В наше время существует очень много детских домов, приютов, интернатов, которые не достаточно хорошо оборудованы. У детей не достаточно игрушек для развития различных функций организма. Но развивать ребенка можно и с помощью обычных вещей, которые «находятся под руками». Именно такой метод использовала знаменитый итальянский педагог-новатор Мария Монтессори. Ее метод выдержал проверку временем, и многие родители, видя результаты развития своих детей в среде Монтессори, становятся его приверженцами.

Особенностью данного метода является вера в уникальность и неповторимость каждого ребенка, со своим собственным планом развития, своими способами и сроками освоения окружающего мира. Поэтому Монтессори-учитель – а именно так называют педагога, работающего в рамках этого метода, – дает возможность ребенку познавать мир постепенно, самому выбирать те или иные материалы для работы. Роль учителя в развитии ребенка очень велика. Он выступает как организатор обучения. Задача Монтессори-педагога, прежде всего, в том, чтобы подготовить учебное пространство для свободной работы детей. Он может точно определить назначение каждого предмета не только в классе, точно знает, какой обучающий смысл в него заложен. Учитель в каждом ребенке видит уникальную личность, способную к самореализации.

Мария Монтессори доказывает, что взрослый может не делать что-то за ребенка, а помогать ему действовать самостоятельно. Это особый труд. У малыша плохая координация движений, он не уверен в себе и не знает, что делать с окружающими его предметами. Ребенок зависим от взрослых. Ему трудно расстегнуть пуговицы на курточке, завязать шнурок на ботинке, перенести свой стул в удобное место. М. Монтессори предлагает уже в 2,5-3 года дать ребенку возможность сделать это и многое другое. Учитель (взрослый) только помогает ему. Он создает порядок в тех вещах, которые нужны для развития ребенка, а их очень много. Все эти чашечки, подносики, губки и щеточки, а также палки и кубики, бусины и стерженьки, карточки и коробочки положи их в беспорядке могут вызвать только чувство бессилия перед хаосом мира. Монтессори предложила расположить их в определенной строгой логике, а малышей с первого дня в классе приучать поддерживать установленный порядок. Учитель предлагает ребенку принять только одно четкое правило: “Взял, поработал, положи на место”. Но чтобы работа приносила пользу учитель дает малышу короткий (2-3 минуты) урок. На нем взрослый показывает, как обращаться с предметами, чтобы достичь результата, а не отчаяться и не потерять интерес [2].

Интерес – первое, что М. Монтессори выделяет в своей педагогике. Второе – индивидуальный подход. Это, конечно, не означает, что у каждого ребенка появляется отдельный учитель. Все немного по-другому. Каждый ребенок во время свободной работы выбирает то, что ему нравится делать, и учитель именно ему показывает, как справиться с заданием. Свобода выбора появляется у малыша сразу после того, как он переступает порог класса.

Мария Монтессори заметила, что дети учат других детей лучше, чем взрослые, да и в нашей взрослой жизни мы общаемся и с теми, кто старше нас и с теми, кто младше. Используя это наблюдение, Мария Монтессори наполнила свои классы детьми разных возрастов, выделив две группы. В первой – дети от 3 до 6 лет, во второй от 6 до 12. У них разные задачи. До шести лет ребенок строит свой разум, а после шести активно осваивает культуру. И если дети умнеют каждый в своем темпе и до своего предела, то культуру еще можно осваивать и в разных формах и направлениях.

В последнее время занятия по методике Марии Монтессори получают все более широкое распространение. Открываются новые группы, работающие в рамках этого педагогического направления, и происходит это не случайно - ведь метод выдержал проверку временем, и многие родители, видя результаты развития своих детей в среде Монтессори, становятся его приверженцами [1-2].

Изложенные выше подходы в развитии детей были использованы мною при прохождении практики в Областном детском туберкулезном клиническом санатории (г. Харьков). Контингент детей санатория отличается неусидчивостью, низким уровнем развития памяти, дети постоянно требуют новых игр, коллектив не сильно сплочен.

1 2
Общее время работы: 16.067981719971 мс
Использование памяти: 661 КБ