Материалы

Социально-психологические особенности студентов с разным уровнем притязаний


На современном этапе развития высшей школы, в условиях её качественного реформирования и обновления происходит переосмысление роли и ценности приобретаемых студентами знаний, технологий и методов подготовки. Современному обществу необходим творческий специалист, способный самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительно нарастающих информационных потоках, умеющий критически мыслить, вырабатывать осмысленную социально-ценностную позицию. Сегодня от молодого специалиста требуется умение не только обслуживать имеющиеся производственные и социальные технологии, но и быть активным субъектом инновационной деятельности, успешным и целеустремленным творцом культуросозидательной практики общества.

Задача формирования целеустремленного творчески мыслящего специалиста полагает изучение внутренних психологических механизмов самоопределения личности в образовательных системах.

В этой связи особую важность обретает изучение социально-психологических особенностей студентов, в частности межличностных и ценностно-смысловых особенностей как внутренней основы их личностного роста и успешного освоение профессии.

Между тем, специфика сегодняшней ситуации развития студенческой молодежи отличается трудностью ценностно-смыслового и нравственного становления, что неизбежно отражается в их профессиональном облике. Очевидно, что эффективность образовательной практики сегодня во многом определяется её способностью создавать социокультурную среду самореализации личности, формировать конструктивные начала и позитивные личностные смыслы в процессе самоопределения личности.

Однако, как отмечается во многих современных исследованиях, в высшей школе зачастую имеет место безличный, манипулятивный, технократический, утилитарный подход к подготовке молодых специалистов, который порождает драматическую ситуацию, когда молодому человеку приходится фактически в одиночку осуществлять поиск своих ценностно-смысловых ориентиров. Очевидно, что ценности и нормы культуры, нравственность, все достижения духовной сферы жизни должны создавать атмосферу обращенности к человеческой личности, проникать во все структуры педагогического процесса, обеспечивать его направленность на целостное личностное развитие студентов.

Исследования в области развития высшей школы показывают, что она должна воплощать объективное единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности современного специалиста.

Вместе с тем, анализ литературы и практики развития личности в условиях вуза указывает на существующее противоречие между естественным стремлением студенческой молодежи к самореализации, активному самоутверждению и дефицитом притягательных социокультурных образцов, неопределённостью ценностно-смысловых ориентиров содержательного воплощения этих устремлений. То есть, в определенном смысле, имеет место быть парадоксальная ситуация, когда есть желание стремиться, но неизвестно к чему.

Проблема исследования интерперсональных особенностей и ценностно-смысловой сферы личности в данный момент является чрезвычайно актуальной и интенсивно изучаемой. При этом ввиду сложности и многогранности феномена смысла, отсутствует единое терминологическое определение данного понятия. Это порождает множество трудностей для исследовательской практики, но и предлагает значительное число возможностей и перспектив изучения смысла, ценностей, их взаимосвязи и взаимозависимости.

Мир отношений — это непрерывный процесс становления отношений между людьми и действительностью, которая обусловливает характер, направленность, особенности этих отношений. Существующие в обществе ценности, условности, тенденции фиксируются, закрепляются в сознании людей и служат руководством к действию. Типы отношений людей в группе определяются на основе таких социальных потребностей, как потребности в социальном участии, в контроле, в положительной эмоциональной оценке и т. д.

1 2 3
Общее время работы: 14.65916633606 мс
Использование памяти: 659 КБ