Материалы

Формирование социокультурной компетенции учащихся начальных классов


Нами была организована и проведена экспериментальная работа по теме исследования. На этапе констатирующего эксперимента уровень социокультурной компетенции учащихся был низким: дети не знали многих названий улиц, не могли объяснить происхождение названий, почти не употребляли топонимическую лексику в речи. На этапе формирующего этапа мы провели уроки русского языка, нацеленные на формирование социокультурной компетенции учащихся на микротопонимическом материале. Детям предлагались для анализа тексты, содержащие сведения о происхождении названий улиц г. Белгорода. Микропопонимическая лексика вычленялась, анализировалась, вводилась в контекст. На уроках использовались занимательные задания (загадки об улицах), творческие работы (сочинения «Моя улица»), микротопонимы являлись средством для формирования орфографической зоркости, грамматической компетенции учащихся. Контрольный эксперимент, проведенный по окончании опытного обучения показал, что уровень социокультурной компетенции учащихся, повысился: учащиеся лучше ориентируются в названиях улиц, могут объяснить их происхождение, анализируют топонимическую лексику.

На основании полученных результатов экспериментальной работы во 2-ом классе по использованию микротопонимической лексики на уроках русского языка мы пришли к выводу, что данный лексический материал может быть использован в качестве регионального компонента. Целенаправленная систематическая работа с использованием микротопонимического материала позволит учителю сделать преподаваемый предмет не только занимательным, но и шире использовать его в воспитательных целях, содействовать углублению знаний учащихся, подкрепить энциклопедические сведения живыми примерами из современной практики, содействовать развитию мышления.

В ходе опытно-экспериментальной работы нашла подтверждение гипотеза исследования о том, что использование в процессе преподавания русского языка микротопонимического материала в качестве регионального компонента способствует воспитанию любви и формированию интереса к «малой» родине, обогащению и активизации словаря детей и в конечном счете формирует социокультурную компетенцию. Использование материалов микротопонимии дало нам возможность реализовать актуальную сейчас идею включения регионального компонента в систему лингвистического образования.

 

Список литературы

1.        Майорова Т.М. Ономастика в лингвокраеведческой работе // Русский язык в школе. 2000, № 3.- С. 43-46.

2.        Попов С.А. Духовные национальные ценности русского народа и их отражение в Воронежской топонимии // Актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка и литературы: материалы всероссийской научно-методической конференции. Воронеж, 1996. – С. 24 – 26.

3.        Савельева Л.В. Современная русская социоречевая культура в контексте этнической ментальности // Язык и этнический менталитет. Сборник научных трудов. Петрозаводск, 1995 – С. 25-5

1 2 3
Общее время работы: 10.603189468384 мс
Использование памяти: 656 КБ