Актуальные проблемы реформирования экономики
Самой актуальной проблемой для Российской Федерации на данный период времени является вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). Переговоры о вступлении РФ, ведущиеся с июня 1993 года, близки к завершению. В настоящее время нет договоренностей лишь с тремя странами: США, Колумбией, и Австралией. Самое большое количество неурегулированных вопросов остается с США, которые продолжают настаивать на снижении импортных пошлин на самолеты, на открытии американскими банками и страховыми компаниями своих филиалов в России. По словам Медведкова, по этим вопросам наша страна уступать не намерена. Колумбию и Австралию не устраивает «сахарный режим». Затем потребуется некоторое время на согласование доклада Рабочей группы, где спорными остаются порядка 10 важных вопросов, в т.ч. незащищенность интеллектуальной собственности в России, ограниченное количество пунктов таможенного оформления и др.
В ближайшие годы могут стать реальностью давние претензии России на полноправное участие в глобальных экономических процессах.
Сходные вопросы в преддверии вступления в ВТО ставят перед собой и российские компании. Лишь 10-15% промышленных предприятий готовы к вступлению в ВТО. Эксперты нашей страны пришли к твердому неоднозначному выводу: работа всех без исключения российских предприятий в условиях членства России в ВТО потребует принятия энергичных адекватных мер по снижению издержек, повышению эффективности производства и качества выпускаемой продукции и услуг. Иными словами, наступает более жестокая открытая схватка на внутреннем и внешнем рынках, и победителями в ней окажутся те, кто предложит более дешевые и качественные изделия.
Очевидно, вступлению России в ВТО должна была бы предшествовать комплексная реформа, призванная увеличить темпы экономического роста, поддержать развитие и способствовать модернизации предприятий приоритетных отраслей, повысить конкурентоспособность российской экономики в целом. В текущем рейтинге конкурентоспособности мировых экономик, опубликованном Мировым экономическим форумом, Россия заняла 75-е место из 117. На проведение структурных реформ практически не осталось времени, поскольку дальнейшее затягивание переговоров лишь осложнит условия вхождения России в ВТО. Отсутствуют и необходимые финансовые ресурсы для подготовки нашей экономики к вступлению в ВТО на более сильных позициях.
По реалистическому сценарию ученых предполагается, что в течение первых 3-4-х лет после вступления в ВТО РФ сможет получить определенный выигрыш за счет прекращения мер в отношении российских экспортеров сырья на внешний рынок. При этом рост экономики в целом составит от 1 до 3,3% ВВП 2004 г. Переходный период (5-8 лет), в течение которого будет осуществляться тарифная защита российских товаров, будет использован для модернизации производства.
Основу переговоров в рамках присоединения России к ВТО составляет согласование максимальных уровней импортных тарифов. Основным инструментом регулирования торговли станет стандартизация и сертификация продукции, услуг, систем управления. Можно ожидать ужесточения требований, предъявляемых международными сертификационными органами к сертификации систем менеджмента качества на российских предприятиях. Российские производители, которые заблаговременно не перейдут на международную систему стандартизации и сертификации продукции, не смогут выйти на внешние рынки.
Сырьевые отрасли. Российские компании-экспортеры энергетического сырья после вступления в ВТО продолжат действовать на основе имеющихся двусторонних торговых соглашений с основными импортерами. По имеющимся сведениям, в соответствии с обязательствами, взятыми Россией на переговорах о присоединении к ВТО, экспортные пошлины на нефть и газ будут заморожены после вступления в ВТО, по истечении определенного срока часть пошлин будет снижена, часть - ликвидирована. Предусматривается, что цена на газ для промышленных потребителей должна покрывать издержки, прибыль и инвестиции, необходимые для эксплуатации новых месторождений. Уже к 2010 г. реальные отпускные цены на газ для промышленных потребителей будут удвоены. Удорожание энергоресурсов может совпасть со снижением промышленного спроса на них в связи с обострением конкуренции и закрытием предприятий и послужит компенсацией отрасли от возможных убытков. Теоретически увеличение цены на природный газ может привести к повышению конкурентоспособности энергетического угля на внутреннем рынке за счет увеличения потребительского спроса и объемов добычи. Однако если цены на уголь будут расти быстрее регулируемых цен на газ, предусмотренное Энергетической стратегией России вытеснение газа углем из топливно-энергетического баланса может не произойти.