Факторы, способствующие формированию устойчивого интереса к физической культуре
Спорт — явление культурной жизни. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами. Спорт — это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях.
Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявлений организма и личности человека. В поведении это проявляется в большей жизненной энергии, собранности, хорошей коммуникабельности; ощущении своей физической и психо-эмоциональной привлекательности, оптимистическом настрое, умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную культуру жизнедеятельности. В психологическом аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются в качестве психического здоровья, хорошем самочувствии, способности успешно переносить последствия психических стрессов, уверенности в своих силах, меньшей подверженности депрессии, мнительности. В функциональном проявлении можно отметить: более высокое качество здоровья, повышение работоспособности и тренированности, снижение заболеваемости и болезненных ощущений, более быстрое и полноценное течение процессов восстановления после физической и умственной деятельности, усиление половой потенции, нормализация соотношения массы тела и роста, хорошую осанку и легкость походки.
Конечной целью и ключевым фактором специфического педагогического процесса по формированию двигательных навыков, морально-волевых и психологических качеств обучаемых является физическое совершенство, которое предполагает высокий уровень физического состояния, физического развития. Физическое состояние оценивается по сумме показателей физического развития, состояния здоровья и физической подготовленности личности.
Физическое развитие характеризуют такие морфологические показатели, как рост, вес, окружность груди, развитие мышечной системы, а также жизненная емкость легких, подвижность грудной клетки, мышечная сила, гибкость и др. Уровень физического развития определяется по данным внешнего осмотра и антропометрическим показателям.
Состояние здоровья зависит от нормального функционирования всех органов и систем человека, а также от наличия или отсутствия болезней, морфологических изменений организма обучаемого. Эти данные можно выявить во время медицинского осмотра (диспансеризации).
Физическое совершенство обучаемого определяется комплексными показателями его морфологических особенностей, функциональных возможностей и двигательных способностей. Формирование физического совершенства представляет собой многогранный процесс, который зависит от правильного использования средств, методов, организации и условий учебной деятельности педагогов, их материального благосостояния, а также от социальных условий.
За период обучения в вузе студенты заметно меняются морфологически, прибавляют в весе и росте. В эти годы они закрепляют и совершенствуют навыки, сформированные в школе, становятся самостоятельными личностями и занимаются физическими упражнениями вполне осознанно.
В вузе имеются объективные предпосылки для развития физических и духовных сил, морально-волевых и психологических качеств обучаемых. В конечном счете это ведет к гармоничному развитию личности, физическому совершенству. Этому способствуют правильно организованный учебный процесс и отдых, питание, сон, нормальные бытовые условия, медицинское обеспечение и контроль, соблюдение правил личной и общественной гигиены, наличие свободного времени, избавление от вредных привычек.