Материалы

Параметры оценки системы управления качеством образования


Попробуем разобраться, какими могут быть параметры оценки системы управления качеством высшего образования. Для начала стоит отметить, что наличие параметров предполагает существование системы их оценки. Другими словами, следует не только определить, что и как нужно оценивать. Необходимо также создать систему, способную собирать и анализировать данные о недостаточности качества, выявлять возникновение всевозможных ошибок, а также делать прогнозы о тенденциях в развитии. Представим задачи, решения которых являются первоочередными для реализации политики качества, следующим образом:

1. Основание необходимости улучшения качества образования.

Решение этой стратегической задачи сводится к выявлению существующих недостатков в сравнении с мировыми стандартами. При этом, важно чтобы руководство университета процесс предоставления образовательных услуг, как главный процесс, наряду с другими поддерживающими процессами представлялся абсолютно прозрачным. Выполнение этой ключевой задачи требует от менеджмента способности признать возможные недостатки данного учебного заведения и принять решения в максимально короткие сроки.

2. Определение объектов, попадающих под возможную модернизацию.

Во многом вытекающая из первого пункта задача определения объектов представляется разбиением университета как системы на подмножество объектов. В случае отсутствия объекта, но наличия недостатка, потребуется создание соответствующей службы или процесса в университете.

3. Разработка системы управления качеством образования.

Система управления должна основываться на основных принципах построения систем подобного уровня. Разработка наиболее актуальной и современной системы управления качеством должна строиться на статистических методах расчета эффективности применения той или иной методики.

4. Внедрение системы управления в образовательный процесс вуза.

Выполнение данной задачи предусматривает координацию усилий всех участков рынка образовательных услуг. Университет, со своей стороны заинтересован в полноценной реализации системы и, как следствие, повышающемся качестве. Слушатели или будущие студенты ориентируется на качественные образовательные программы. А государство получает прозрачный рынок, ситуация на котором может быть оценена через рейтинговую систему.

5. Оценка эффективности внедрения.

Эффективность применения системы управления качеством образования следует оценивать по совокупности параметров. Для оценки динамики качества показатели эффективности должны находиться в определенной зависимости. Это необходимо также для того, чтобы выявить степень влияния одних показателей на другие. Таким образам, систему оценки эффективности следует разрабатывать с учетом статистических методов.

Остановимся подробнее на определении объектов модернизации, которые можно определить как параметры качества образования.

Так, например степень уровня Вуза в Болонском процессе говорит о интеграции вуза в мировое образовательное пространство. Насколько сильна эта интеграция, позволяет судить поддержка вузом или стремление выполнять Болонские требования.

Критерий мобильности студентов и преподавателей, и соответственно число международных студентов говорит о степени интеграции, престиже вуза на мировом образовательном и национальном рынках. К тому же, вопрос «смогу ли я поехать учиться заграницу» является одним из приоритетных в решении о выборе вуза.

Критерий болонской декларации “Кредиты как система международных оценок” должен быть применен к каждому вузу, желающему выйти на мировой рынок. Пересчет российской университетской шкалы не вызывает трудностей, при условии, что для всех вузов он будет одинаковый. В этом случае необходимо государственное и правовое регулирование.

Система бально – рейтинговых оценок, применяется в США и странах Европейского союза позволяет студентам и университету вести так называемые рейтинги успеваемости. К тому же, наличие усредненного показателя для отдельно взятой группы или потока обучающихся позволяет оперативно менять и подстраивать учебный материал под соответствующий уровень знаний.

Гибкие учебные планы, подразумевающие нелинейное проектирование дают возможность обучающимся выбирать из обязательных предметов и предметов по выбору. При этом не важна даже последовательность предметов. Подразумевается, что без владения знаниями по основным (фундаментальным) дисциплинам не возможно углубленное изучение специализированных дисциплин. Контроль же может осуществляться со стороны деканатов в форме варьирования количества обязательных дисциплин и предметов по выбору. Важным моментом при проектировании учебных планов является их актуализация. Поэтому необходимо создание подразделения университета, ответственного за подобную работу.

1 2 3
Общее время работы: 9.7339153289795 мс
Использование памяти: 661 КБ