Материалы

Проблемы социального управления в спорте в аспекте высшего образования


Оснащенность вузов спортивными сооружениями по качеству не соответствует уровню культуры общества, который в настоящее время мы стремимся достичь. Данный тезис затрагивает еще один важный вопрос – к моделированию какого специалиста и какой личности стремится современное высшее образование. Во многом от этого зависит форма проведения занятий.

Анализ проблемы подготовки молодых специалистов в развитых странах показал, что проблема здоровья индивида, его физическая работоспособность решается исключительно на добровольных началах. Принудительные занятия не позволяют сформировать устойчивую ценность спорта и потребность в систематических тренировках на всю жизнь. Это доказывают и данные Всемирной организации здравоохранения: 5 % населения России занимаются оздоровительной тренировкой, в Японии этот процент составляет 80%, а США – 70% [1].

На наш взгляд, можно выделить несколько основных факторов, влияющих на формирование потребности в спорте и физических занятиях. Во-первых, физико-генетические и нервно-двигательные особенности человека, во-вторых, социальная среда, как непосредственное окружение и общество в целом, в-третьих, воспитание, в-четвертых, стремление к постоянному самосовершенствованию, в том числе физическому саморазвитию. Последние два фактора во многом зависят от образования, в частности форм физического воспитания и образования.

Как отмечает В.Д. Паначев, основная задача физической культуры и спорта в вузе на современном этапе развития общества состоит в том, чтобы вывести студента из состояния пассивных исполнителей программы, превратить их в активных участников учебного процесса [4]. Студент должен осознать собственную заинтересованность и значимость в первую очередь для самого себя хорошего физического состояния.

В этой связи, проанализировав научные работы по данной проблематике, можно предложить несколько направлений модернизации форм проведения занятий. Помимо учебных занятий студентов обеспечить их внеучебными занятиями. Со стороны вуза в данном случае требуется предоставление возможностей для подобных занятий в форме секционных.

Произвести оснащение вуза спортивными сооружениями и спортивными тренажерами, предоставить их в распоряжение студентов в определенные часы, предусмотрев присутствие консультантов и обеспечение необходимой теоретической информацией. Вполне допустимо платное предоставление таких услуг, но по ценам ниже, чем в коммерческих спортивных залах и фитнес-клубах.

В отношении специальной медицинской группы вероятно также, чтобы занятия были платными. В таком случае формируются группы с учетом заболеваний и привлекаются врачи-специалисты, тем самым занятия из исключительно теоретических превратятся в оздоровительно-профилактические.

Большинство теоретиков и практиков физической культуры и спорта, что самый проблематичный и наиболее сложный для реализации момент – предусмотреть наличие, реализацию плана и выполнение индивидуальных программ. Однако при включении такого элемента в организацию учебного процесса существует логическая связь между методикой обучения в области физической культуры и той моделью выпускника высшей школы, на которую предъявляет спрос современное общество. Спортивное мастерство зависит от индивидуальных способностей и навыков, обучить которым нельзя единообразными для всех образом и способом. А вузы в настоящее время, тиражируют такой тип обучения [2,5].

По данным исследования [6], проведенного среди студентов Пермского государственного технического университета (в опросе приняли участие 150 юношей и 350 девушек), 81,5% опрошенных студентов относятся к физкультуре положительно; 1,2% – отрицательно; 7,4% имеют безразличное отношение; затруднились ответить 9,9%.

Данные исследования подтверждают, что у современных студентов, учитывая положительное отношение их большинство к физкультуре, возможно сформировать устойчивую ценность спорта, а на основании этого создать адекватный действительности механизм социального управления спорта в аспекте высшего образования с учетом вышеизложенных предложений. Тем самым от студента требуется желание, стремление, самоопределение и выработка личностного отношения, а от вуза – организация должного учебного процесса на основе управления и регулирования мотивов заинтересованности студентов. Данная закономерность объясняется также с точки зрения социологии и диспозиционной концепции личности, разработанной в трудах В. Н. Мясищева, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, Д. Н. Узнадзе, в рамках которой личность рассматривается как целостность объекта и субъекта социальных отношений, а диспозиция личности образуется при одновременном воздействии собственных потребностей и социальных внешних условий, в том числе системы образования.

Образование призвано развивать возможности и раскрывать потенциал личности, кроме того, оно способствует интеграции индивида в социальную систему, включение его в социальную иерархию. Спорт позволяет наиболее активным образом решать эти задачи. Личность благодаря приобретенным навыкам и качествам стремится к свободному самовыражению, учится быстро реагировать и решать научные, социальные вопросы в нестандартных ситуациях, кроме того расширяется круг общения молодежи. Это тем более важно в условиях перехода на многоуровневую систему высшего образования, когда требования к специалисту и вовлеченность в ритм современной жизни возрастают многократно.

1 2 3
Общее время работы: 13.550043106079 мс
Использование памяти: 661 КБ