Материалы

Проблемы социального управления в спорте в аспекте высшего образования


 

В последние десятилетия спорту в науке уделяется особенно заметное внимание, адекватное, по всей видимости, реалиям российского общества. Спорт становится объектом и предметом исследования разных отраслей науки и междисциплинарных знаний, каждая из которых в своем аспекте изучает, анализирует и выводит закономерности, дает свое представление. Однако поле исследования постоянно расширяется, многие вопросы остаются не охваченными или мало исследованными. Это относится к проблеме спорта и личности в аспекте социального управления в рамках социологии управления. Обусловлен данный факт современными тенденциями развития общества, основной из которых является факт того, что спорт – перманентный источник общественных новаций. Поэтому целесообразна и обоснованна попытка ученых современности определить потенциал спорта как социального института, оценить его состояние и уровень использования на сегодняшний момент, проанализировать скрытые резервы и предложить новые подходы и возможности управления спортом [2,3].

Методологическая основа исследования личности в спорте была сформирована в рамках отечественной теоретической концепции, которая вырабатывалась и трансформировалась в социологии спорта в течение 1960–1990 г.г. Социальные взаимодействия в ее рамках носят разный характер, поэтому изучается множество аспектов: оздоровительный, воспитательный, культурный, развлекательный, зрелищный, досуговый, производственный, реакционный, физического развития и постоянного совершенствования личности, формирования качеств личности и преобразования его организма с целью эффективного решения жизненных и общественных задач, коммуникативный, социального интегрирования. Спорт как социальное явление чаще всего рассматривается через систему ценностей и ценностных ориентаций. Об эффективности социализации индивида посредством спортивной деятельности можно говорить в том случае, если ценности спорта совпадают с индивидуальными и общественными ценностями, интегральным социальным идеалом. В свою очередь теоретико-методологической базой исследования управления спортом как объекта изучения является теория социального развития, социальных отношений, группового поведения, социального статуса. Многообразие теоретических концепций позволяет осуществить системный подход и раскрыть процессы в их целостности.

Наиболее актуальной на данной момент задачей является на основе изучения закономерностей развития социального института спорта и причин, породивших его современный кризис, наметить пути выхода из сложившейся ситуации и конкретные меры по достижению предложений. В связи с этим, на наш взгляд, будет целесообразно пересмотреть традиционное понимание спорта как специфической человеческой деятельности, направленной на подготовку и проверку (в соревнованиях) ряда психофизических и интеллектуальных возможностей индивидов и команд в противоборстве (прямом или опосредованном) с соперниками, с использованием (и без) технических средств [6]. По нашему мнению, это определение отражает лишь одну из сущностных составляющих спорта, в то время как понятие спорта можно вывести с точек зрения различных социологических позиций, тогда и социальное управление в спорте можно будет рассмотреть и проанализировать как многофакторный и многоаспектный процесс. В отечественной науке данной проблеме посвящены исследования ученых социологов, теоретиков и практиков физической культуры и спорта, таких как Антипьев А.Г., Выгодский Л.С., Креер В.А., Столяров В.И. Видными специалистами в этом вопросе являются Лубышева Л.И. и Паначев В.Д.

В настоящее время неоспорим факт управляющей роли образования в развитии физической культуры и спорта, в том числе высшего образования в формировании российского студента. Одной из актуальных проблем в этой сфере следует назвать закономерности образовательной инноватики в области физической культуры, ввиду того, что они непосредственно предопределяют тенденции развития и механизм социального управления. В силу вышеобозначенной проблемы и высокой социально-экономической значимости физической культуры и спорта для образования возникла необходимость создания законодательной основы, регулирующей данную сферу. Так еще в апреле 1999 года был принят федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В российских вузах в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования появилась программа, в котором декларируются идеи о месте и роли физического воспитания и физической культуры, в частности оговаривается, что они должны стать интегративным качеством личности, неотъемлемым компонентом общей культуры студента и в перспективе должны быть реализованы в социально-профессиональной деятельности. Тем не менее реализация этих положений на практике и достижение обозначенных эффектов встречает ряд проблем.

1 2 3
Общее время работы: 14.389038085938 мс
Использование памяти: 661 КБ