Материалы

Система высшего образования и интегрированная социальная структура


Интегрированная социальная структура предполагает наличие такой организации жизни общества, при которой ранее социально незащищенные слои населения (сироты, инвалиды) включены в полноценную жизнедеятельность наравне со всеми гражданами, т.е. интегрированы во все сферы жизни общества.

Институт социальных отношений Калужского Государственного Педагогического Университета им. К.Э. Циолковского в течение нескольких лет занимается разработкой проблемы включения сирот и инвалидов в активную жизнедеятельность, в частности оказывает им содействие в процессе получения высшего образования.

В 2004 году разработан социальный проект, позволяющий незрячим I, II и III группы инвалидности обучаться наравне со здоровыми студентами. В этом же году на бюджетное отделение нашего института поступили 4 таких человека. Цель данного проекта – предоставление незрячим студентам, поступившим в ИСО КГПУ им. К.Э.Циолковского, возможности наравне со всеми получать высшее образование.

Достижению этой цели способствует реализация основных стратегий:

A. Оценка стартовых возможностей инвалидов.

Б. Создание инфраструктуры: семья – реабилитационный центр – ВУЗ – студент. Задачи:

*       Достижение обратной связи с родителями для успешного обучения студентов.

*       Работа со специалистами социальных центров по предоставлению льгот, пособий, тифлосредств, гарантированных по закону.

*       Налаживание системы взаимодействия и обмена опытом с другими вузами области посредством организации научно-практических конференций.

B. Создание материально-технической и педагогической базы. Задачи:

*       Оборудование специального места для инвалида, включающего сидячее место, персональный компьютер и тифлосредства (тифломагнитофон, тифлоплеер, бегущая Брайлевская строка, специальная аудиокассета «говорящая книга», программа речевого доступа «Джоз», портативная машинка для печати шрифтом Брайля).

*       Обучение специалистов работе с незрячими студентами.

*       Создание системы дистанционного образования в ИСО как инструмента обучения таких студентов.

В настоящий момент при содействии данного проекта в ИСО обучается уже 6 студентов.

В отношении реализации второго направления – работы с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из их числа, можно сказать, что на данном этапе ведется большая работа научно-исследовательского характера.

В 2005-2006 году при содействии отдела интернатных учреждений Министерства образования, культуры и спорта Калужской области проводился ряд исследований, позволивших выявить спектр проблем, с которыми столкнулись выпускники интернатных учреждений Калужской области, после выпуска.

Это, в первую очередь, проблемы с жильем, которое выпускнику должны предоставить органы власти по месту выявления. Оно может быть заселено родителями, лишенными родительских прав, либо находиться в непригодном для жизни состоянии, либо вообще не предоставляться.

Вторая проблема – соблюдение льгот при поступлении в высшее или средне-специальное учебное заведение. Руководство некоторых учебных заведений отдает предпочтение детям из обычных семей, чтобы избавить себя от дополнительных расходов, связанных с обучением ребенка-сироты.

Как можно говорить о получении высшего образования ребенком-сиротой, которому после выпуска из интернатного учреждения негде и не на что жить?

По итогам проведенного нами комплексного исследования уровня социально-психологической адаптированности выпускников детских домов Калужской области нами был разработан проект создания отделов постинтернатной адаптации выпускников на базе каждого интернатного учреждения.

Главным плюсом данной модели является то, что с одной стороны, у специалистов, которым предстоит работать с выпускником, есть вся информация о его предшествующем развитии, опыт общения с ним. Иными словами, они знают все его проблемы и возможности для их решения. С другой стороны, выпускники однозначно знают, куда им нужно обратиться, кто конкретно будет с ними работать, и какими ресурсами они вместе обладают для решения проблем.

1 2 3
Общее время работы: 9.990930557251 мс
Использование памяти: 661 КБ