Проблемы развития молодежного предпринимательства в Белгородской области
· целевая установка на получение прибыли;
· свобода и автономность в принятии экономических решений;
· самостоятельность, выражающаяся в личном риске и личной ответственности.
Предприниматель в условиях рыночной экономики – главное действующее лицо, одна из ключевых фигур в социально-экономической жизни. Предпринимательство имеет ряд отличительных особенностей: мобильность и динамичность, осуществление в условиях неопределенности и неизбежности риска, свобода поиска и выбора способов экономических действий при их разнообразии; принятие новых организационных и технических решений и др. Поскольку молодежь – самая активная часть общества, которая быстро реагирует на любые изменения в жизни, и которая эффективно воспринимает полезные их стороны, можно говорить о том, что молодежь обладает куда большим потенциалом и способностью к предпринимательской деятельности.
На сегодня молодежь (14-29 лет) составляет около 40% всего трудоспособного населения Белгородской области. При этом по сравнению с другими возрастными группами, именно молодежь отличается наиболее высоким удельным весом предпринимателей. Молодежными предприятиями признаются созданные и действующие: хозяйственные товарищества и общества молодежных организаций или хозяйственные товарищества и общества, в которых доля вклада молодежной организации составляет не менее 50 процентов уставного капитала; хозяйственные товарищества и общества, в которых доля вклада учредителей (собственников) – молодых граждан составляет не менее 50% уставного капитала; хозяйственные товарищества и общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, в которых не менее половины численности работников, в том числе и временных, составляют молодые граждане. Кроме того, молодые граждане могут заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Любые молодежные предприятия могут на добровольных началах объединяться в хозяйственные ассоциации, союзы, концерны, консорциумы и другие объединения. Эти объединения признаются молодежными, как правило, если в их состав входят только молодежные предприятия.
Увеличение доли молодых предпринимателей в общей структуре предпринимательства свидетельствует об усилении интереса молодежи к предпринимательской деятельности, которая, в свою очередь, требует от них определенных знаний и опыта, личных качеств. Большинство молодежи, в силу ряда объективных причин, не имеет в достаточной мере таких знаний и опыта. В результате этого они не могут в полной мере воплотить в жизнь свои идеи, бизнес-проекты. Поэтому для успешной работы молодым предпринимателям необходимо компенсировать недостаток знаний, опыта. В то же время молодые люди обладают огромным новаторским, инновационным потенциалом, который необходимо развивать. При этом молодой предприниматель должен уметь преподнести свою идею, уметь заявить о себе, о своих качествах. Поскольку именно от сегодняшней молодежи зависит то, каким будет предпринимательство через 10 лет, необходимо уже сейчас закладывать в сознание молодежи правильный подход к ведению бизнеса. Обычно молодых предпринимателей притягивают те сферы деятельности, деловой активности, которые способствуют быстрому росту капитала, высокой рентабельности (посредническая деятельность, торгово-закупочные операции, услуги по организации «коммерческого туризма» и т.д). Следствием такого «притяжения» является гипертрофирование сферы обращения в противовес сфере производства. Отсюда и отрицательные качества предпринимателей – качество, стремление к легкой наживе, безразличие к общественным интересам, непорядочность, нечестность в отношениях, неразборчивость в средствах. Развитие предпринимательской деятельности молодых людей в производственной сфере крайне низкое. Подобная группа предпринимателей обычно наиболее поздно включается в бизнес, что затрудняет их экономическое продвижение, несмотря на повышение психологической готовности к активным действиям. Предприниматели в производственной сфере могли бы более полно реализовывать свои способности в направлениях, которые госсектор не способен обеспечить, могли бы насытить рынок потребительскими товарами и услугами.