Оценка уровня конкурентоспособности предприятия ОАО "БелАЦИ"
Конкурентоспособность- это совокупность характеристик продукта и сопутствующих его продаже и потреблению услуг, которые отличают его от аналогичных продуктов по степени удовлетворения потребностей потребителя, по уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию. Другими словами это способность товара соответствовать ожиданиям потребителей и его способность быть проданным.
Уровень конкурентоспособности товара напрямую зависит от его правильной и своевременной оценки. Оценка способности товара конкурировать производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. За базу сравнения обычно принимается аналогичный товар, уже имеющийся на рынке; или потребность покупателя. Образец это обычно товар имеющий максимальный объем продаж и наилучшие перспективы на будущее. Если параметры продукции не имеют физической меры, то для оценки их характеристик используют метод их оценки в баллах. Представляет интерес рассмотрение некоторых критериев оценки конкурентоспособности. К числу важнейших критериев относятся:
· Степень новизны товара
· Качество его изготовителя
· Наличие материальной базы для его распространения информации о товара
· Наличие мер по стимулированию сбыта, динамизм сбыта
· Возможности приспособления товара к требованиям конкретного рынка
· Финансовые условия
Возможно также рассматривать конкурентоспособность по ценовым показателям, сравнительной стоимости и сравнительной прибыльности. В случае оценки ценовой конкурентоспособности продукция считается конкурентоспособной, если ее цена, дизайн и качество не уступают аналогам. При оценки конкурентоспособности по сравнительной стоимости понимается как сравнительная стоимость единицы труда в обрабатывающей промышленности сравниваемых стран, подсчитанная в одной валюте. При оценки конкурентоспособности по прибыльности предполагается, что чем выше прибыльность компании тем выше уровень конкурентоспособности ее продукции.
ОАО “БелАЦИ” одно из крупнейших предприятий Российской Федерации, выпускающее асбестоцементные изделия. Продукция предприятия отличается высоким качеством, пользуется большим спросом у потребителей, как в России, так и за рубежом. ОАО”БелАЦИ” является призером престижных международных академий, сертифицированных и экономических центров. Цемент- основное сырье для производства асбестоцементных изделий, на заводы подается с ЗАО “Белцемент” пневмотранспортом (по трубопроводам). Ежегодно предприятие расходует, примерно 400 тыс. тонн цемента. Вторая составная часть сырья для производства изделий поступает, в основном с Баженовского месторождения (Свердловская область) и Киембаевского месторождения (Оренбургская область) в железнодорожных вагонах, упакованных в мешках. Ежегодно предприятие потребляет примерно до 70 тыс. тонн асбеста.
Асбестоцементная промышленность является одной из ведущих отраслей производства строительных материалов. Наличие в России месторождения асбеста (г. Асбест Свердловской обл.) и многочисленных цементных заводов является сырьевой базой для предприятий, выпускающих асбестоцементные изделия. На настоящий момент можно назвать некоторых из них, это предприятия, которые выпускают как шифер, так и асбестоцементные трубы: ОАО Белгородасбестоцемент, Себряковский КАИ, Алексеевский (АО ЛАТО), “Красный строитель” г.Воскресенск. Ряд предприятий специализируются на выпуске одного вида асбестоцементной продукции: так только шифер выпускает- Брянскшифер, Вольский ЗАЦИ, Коркинский асбестоцемент, Ульяновскшифер, Чернореченский ЗАЦИ, “Шиферник” г. Новороссийск; асбестоцементные трубы выпускают- “Кубань кровля” г. Краснодар. Рассматривая предприятия, выпускающие те или иные асбестоцементные изделия, по объему производства можно выделить следующих крупных производителей: