Прямые иностранные инвестиции: концепции, особенности, методы регулирования
Функции российского и иностранного управляющего Фондом и страховой программой должны быть разделены. В обязанности иностранного управляющего должно входить непосредственное управление активами фонда и выплата страхового возмещения инвесторам за счет этих активов на основании решения международного арбитража. Российский управляющий – Агентство страхования прямых инвестиций должно выполнять следующие функции:
· определение политики России в области страхования ПИИ;
- рассмотрение инвестиционных проектов и предоставление гарантий;
- участие в урегулировании споров (в том числе и в досудебном порядке) при наступлении страховых случаев;
· возмещение ущерба, нанесенного капиталу гарантийного фонда в результате выплаты страховых сумм.
Гарантии Фонда должны предоставляться инвесторам на платной основе. Размер страховой премии по каждому из страхуемых рисков должен устанавливаться отдельно и подвергаться пересмотру в зависимости от экономической и политической ситуации в России, а также от спроса на страхование риска со стороны инвесторов. Предположительно, величина ежегодной страховой премии должна составлять от 0,5% до 2% от объема застрахованного капитала в зависимости от вида риска, отрасли и региона инвестирования. При формировании средств Фонда целесообразно:
· использование зарубежных активов Российской Федерации;
- выделение средств расходов на формирование фонда отдельной защищенной строкой в бюджете в течение нескольких последовательных лет;
· привлечение заемных средств международных финансовых организаций.
Нагрузка по формированию капитала гарантийного фонда должна быть разделена между федеральным и региональными бюджетами. Всем регионам должна быть предоставлена возможность участия в создании фонда и программе страхования прямых инвестиций, с тем условием, что страховаться будут прямые инвестиции в предприятия, расположенные только в тех регионах, которые внесли свой вклад в капитал фонда. Полномасштабное участие иностранного капитала в развитии реального сектора состоится лишь в том случае, если частные российские компании предъявят существенный спрос на иностранные инвестиции.
Россия в силу ее географического положения крайне заинтересована в наличии стабильного и привлекательного правового базиса транзитных перевозок энергоресурсов, развитие которых является перспективной сферой привлечения ПИИ в сферу транспортной инфраструктуры.
- характер системы платежей с высокой долей неплатежей и неденежных расчетов;
- принципы и стиль ведения бизнеса, во многом противоречащие модели, принятой в странах - инвесторах.
Учитывая достаточно серьезную негативную мотивацию российского частного капитала в отношении привлечения прямых иностранных инвестиций, целый ряд мер по повышению его заинтересованности в привлечении ПИИ носит долгосрочный характер:
- совершенствование системы корпоративного управления, ориентированное в первую очередь на снижение доминирующей роли собственников-инсайдеров;
- обеспечение эффективной реализации законодательства о банкротствах, прочно увязывающего статус собственников с финансовым положением компании и повышающего заинтересованность в привлечении перспективных иностранных партнеров;
- обеспечение финансовой транспарентности и переход на международные стандарты отчетности путем осуществления с целью сближения национальных стандартов подготовки финансовой документации по инвестиционным проектам и финансовой отчетности с международными;
- защита прав меньшинства акционеров. Как и в случае с обязательным раскрытием информации, для менеджеров частных российских предприятий соблюдение требований по учету интересов меньшинства акционеров безотносительно их национальной принадлежности позволит более адекватно воспринимать аналогичные условия, выдвигаемые потенциальными прямыми иностранными инвесторами.
Оценка иностранными инвесторами привлекательности страны с точки зрения перспектив осуществления капиталовложений на ее территории в значительной степени зависит от эффективности системы контактов и взаимодействия с инвесторами. Деятельность по повышению эффективности контактов с иностранными инвесторами может осуществляться по трем основным направлениям: селекция потенциальных прямых иностранных инвесторов на основе приоритетов привлечения сферой привлечения ПИИ в сферу транспортной инфраструктуры.