Материалы

Прямые иностранные инвестиции: концепции, особенности, методы регулирования


Большое количество изъятий существует и на уровне субъектов РФ. Необходимо продолжить работу по выявлению и классификации имеющихся изъятий и фактов применения ТРИМС как на федеральном, так и на субфедеральном уровне с последующим анализом этих изъятий и мер ТРИМС на предмет их устранения или ослабления, как это предписано соглашениями ГАТТ/ВТО и ДЭХ. Особое внимание должно быть уделено формулировке позиции правительства на перспективу возобновления прерванных в настоящее время переговоров по подготовке Многостороннего соглашения по инвестициям в рамках ОЭСР. Данный договор может лечь в основу глобального инвестиционного соглашения, роль которого в сфере регулирования ПИИ будет сопоставима с ролью соглашений системы ГАТТ/ВТО во внешнеторговой сфере. Нынешний перерыв в переговорном процессе должен быть максимально продуктивно использован для определения приоритетов участия России в переговорах в случае их возобновления, разработки комплекса предложений российской стороны и поиска путей нейтрализации предложений, не отвечающих интересам Российской Федерации. Анализ международного опыта позволяет выделить несколько моделей административного регулирования ПИИ:

·         децентрализованная система, в которой координирующим органом является комитет представителей министерств (министры и их заместители), занимающихся деятельностью в сфере регулирования ПИИ;

·         создание независимого органа в структуре правительства, организационно не подчиненного другим министерствам и ведомствам и несущего всю полноту ответственности за разработку и осуществление политики в отношении ПИИ;

·         В нынешних условиях совершенствование административной системы

·         регулирования ПИИ могло бы выражаться в следующих мероприятиях:

·         создание специализированного Агентства по иностранным инвестициям при Министерстве экономического развития и торговли РФ, к компетенции которого относились бы вопросы разработки и реализации предложений по совершенствованию системы привлечения ПИИ;

·         учреждение постоянно действующей Комиссии Правительства РФ по вопросам иностранных инвестиций, в функции которой входило бы обеспечение координации деятельности министерств и ведомств.

Одной из наиболее сложных проблем в аспекте привлечения инвестиций является организация страхования иностранных инвесторов от некоммерческих рисков. Вкладывая капитал в российские активы, инвесторы требуют дополнительной премии в размере 20-45% годовых по сравнению с инвестициями в аналогичные активы в странах с рыночной экономикой. Среди важнейших составляющих российского странового риска – социальная и политическая нестабильность, неадекватная защита прав собственности, низкая платежная дисциплина, значительное распространение коррупции и преступности. Опыт показывает, что иностранные инвесторы в большинстве случаев готовы нести коммерческие риски, связанные с прямыми капиталовложениями на территории России. Особенность этих рисков в том, что в значительной степени их последствия предсказуемы, их можно просчитать и минимизировать. Напротив, действие страновых рисков совершенно не контролируется инвестором и не поддается сколько-нибудь значимому прогнозированию. Поэтому в ближайшей перспективе для привлечения ПИИ в экономику страны целесообразно использовать комплекс мер, направленных на снижение странового риска для инвесторов. Одним из возможных механизмов этого может служить создание программы гарантирования (страхования) прямых иностранных инвестиций в России. Предоставление гарантий по нескольким основным рискам сможет существенно повысить привлекательность многих проектов прямого инвестирования в Россию. К числу таких рисков относятся:

  • социальные беспорядки, военные действия;
  • принятие правовых актов, ухудшающих условия ведения бизнеса;
  • не соответствующие законодательству РФ действия или бездействие представителей органов государственной власти, повлекшие полную или частичную потерю капитала или прибыли;
  • потеря капитала и прибыли в результате нарушения органами государственной власти взятых на себя контрактных обязательств;
  • национализация и конфискация собственности (за исключением предусмотренных законодательством случаев, когда инвестору своевременно и полностью выплачена предусмотренная законом компенсация);
  • пересмотр итогов приватизации имущественных объектов, в которые вкладываются средства иностранных инвесторов;
  • полная или частичная потеря капитала или прибыли в результате введения ограничений конвертируемости рубля, а также введение ограничений на репатриацию капитала или прибыли.
  • Для привлечения возможно большего объема ПИИ и минимизации странового риска целесообразно создать за рубежом, вне юрисдикции России, Российский фонд страхования иностранных инвестиций, за счет капитала которого будет осуществляться предоставление гарантий по ПИИ. С российской стороны управление Фондом должно осуществлять вновь создаваемое Российское агентство по страхованию кредитных и инвестиционных рисков. Для повышения доверия иностранных инвесторов и обеспечения надлежащего уровня выполнения функций Фонда к его управлению целесообразно привлечь также иностранного управляющего, роль которого может выполнять один из транснациональных банков или компаний).
1 2 3 4
Общее время работы: 36.095142364502 мс
Использование памяти: 663 КБ