Прямые иностранные инвестиции: концепции, особенности, методы регулирования
· приоритеты регионального развития: вместо практики создания искусственно благоприятных условий инвестиционной деятельности в отдельных субъектах РФ путем предоставления им статуса свободных экономических зон необходимо использовать новую стратегию, направленную на использование ресурсного потенциала регионов с учетом развития инфраструктуры и административных институтов, необходимых для целевого привлечения перспективных инвесторов;
В соответствии с международной практикой, важным средством реализации приоритетов может стать создание специфических стимулов для прямых инвестиций. В ближайшей перспективе стоит задача четкого определения возможных изъятий из национального режима хозяйственной деятельности. При этом, как и другим странам с переходной экономикой, России придется в большей степени опираться на фискальные (налоговые и таможенные льготы), нежели на финансовые льготы. Расширение круга льгот может происходить только в рамках соблюдения принципа РНБ, т.е. использование индивидуальных льгот для инвесторов из отдельных стран категорически исключено. Дискуссия о допустимости льгот для иностранных инвесторов после десяти лет ожидания инвестиционного бума вообще основана на возможности очень быстрого формирования благоприятного инвестиционного климата. Международная практика показывает, что создание такого климата и приток инвестиций тесно взаимосвязаны. В этом контексте прямой задачей Правительства остается определить, что является более важным и существенным: получение налогов от доходов на сравнительно небольшие по объемам инвестиции, лишенные всяких льгот; или предоставление льгот, способных наряду с другими мерами дать эффект в виде достаточно быстрого и значительного притока ПИИ и, соответственно, роста налоговых поступлений в будущем. Льготы должны предоставляться исключительно транспарентно, на основе закона, а не на индивидуальной основе, правительственными решениями, что открывает дорогу лоббизму. Получившая распространение в России практика предоставления льгот создает также возможности для коррупции, неравные условия для разных иностранных инвесторов. В законе должны быть четко прописаны сроки, размер и условия предоставления льгот. Целесообразно, чтобы льготы предоставлялись на заранее определенный срок (для развития указанных выше приоритетных направлений потребуется не менее 5 лет) и не менялись в течение этого времени. Политика в отношении ПИИ должна быть сфокусирована на ликвидации формальных ограничений и административных барьеров на пути иностранного капитала, на использовании системы гарантий, ориентированных на специфику иностранного инвестирования и призванных компенсировать негативные последствия сложившегося инвестиционного климата. Необходимо выработать стратегическую линию в области присоединения России к действующим многосторонним соглашениям, регулирующим порядок осуществления ПИИ. Речь идет в первую очередь о Договоре к Энергетической хартии (ДЭХ) и Соглашении об инвестиционных мерах, связанных с торговлей (ТРИМС), входящем в комплекс соглашений ВТО. Данные документы исключают для стран-участниц возможность использования следующих мер регулирования ПИИ:
· требования закупки или использования компанией с иностранным участием товаров, произведенных в принимающей стране, в определенных объемах или стоимостных пропорциях (local component requirement);
- требования об увязке закупки или использования импортных товаров в целях хозяйственной деятельности с необходимостью экспорта продукции компании с иностранным участием в установленных объемах или стоимостных пропорциях (trade balancing requirement);
· требования об увязке импорта товаров в целях хозяйственной деятельности с объемом валютных экспортных поступлений на счет компании с иностранным участием (export performance requirement). В российском законодательстве закреплено требование об обязательном привлечении к реализации проектов российских поставщиков и рабочей силы. В этой связи Правительство РФ должно определить свою позицию в контексте переговоров о присоединении к ВТО. Наиболее приемлемым является согласование обязательств о поэтапной отмене ограничительных инвестиционных мер, связанных с торговлей, на протяжении переходного периода, оптимальная продолжительность которого - с учетом динамики экономических и политических процессов - составляет 4-5 лет. Участие в Договоре к Энергетической хартии (в случае его ратификации) и соглашениях ГАТТ/ВТО, базирующихся на предоставлении иностранному инвестору НР и воздержании от ТРИМС, требует от российской стороны четкого учета имеющихся изъятий из национального режима и связанных с торговлей инвестиционных мер. Это требуется в связи с необходимостью их официально нотифицировать, а в отношении ТРИМС - еще и упразднить в установленные соглашениями сроки. Только на федеральном уровне количество изъятий из НР приближается к 100.