|
Материалы

Гендерные исследования


Термин «гендер» впервые был введен в научный оборот на Западе в конце 60-х годов для анализа социальных отношений. Смысл понятия "гендер" в научной парадигме человековедения заключается в идее социального моделирования пола в различных ситуациях взаимодействия в социуме. Гендер - это социокультурная маска пола.

По силе инновационных изменений, которые могут последовать в результате внедрения гендера в общественные и социальные науки, гендерные исследования можно сравнить с открытием генетики.

Объектом изучения гендерологии являются мужчины и женщины, специфика их социального взаимодействия, модели и формы самореализации, методы оптимизации их общения.

Предметом гендерного анализа являются оба пола, их отношения между собой, их взаимосвязи с социальными системами разных уровней. Центральное место в области гендерных исследований занимает представления о мужчинах и женщинах, изучение различий и сходства в социальном поведении полов. Исходя из этого, гендерный подход можно использовать при изучении как женских, так и мужских моделей половой идентификации и самореализации.

Таким образом, гендер - организованная модель социальных отношений между мужчинами и женщинами во всем пространстве социума: от семьи до высших институтов власти.

Гендерный подход к образованию исходит из того, что в образовательные учреждения приходят не безликие "учащиеся", но мальчики и девочки (или девушки и юноши). Представители разных полов нуждаются в дифференцированном подходе со стороны преподавателя. Например, при проведении дискуссии девушки предпочитают обмен мнениями, а не защиту четко определенных позиций; они меньше склонны открыто показывать свои знания, иногда просто стесняются говорить перед большой аудиторией. Часто стереотипные представления, касающиеся поведения, внешнего вида, мышления, усвоенные от других, приходят в противоречие с личными желаниями и склонностями человека. Объяснить природу стереотипов, показать их историческую изменчивость и социальную обусловленность - таковы основные задачи гендерного образования.

С точки зрения возрастной характеристики учащихся гендерное образование можно рассматривать как образование школьников, студентов и взрослых. Тогда на первый план выходит включение тематики общественного восприятия половых различий в сложившуюся систему обучения и воспитания.

Проблемы, имеющие гендерный аспект: взаимоотношения мальчиков и девочек в классе, разное отношение учителей к мальчикам и к девочкам, дружба, первая любовь, насилие во взаимоотношениях подростков. Многочисленные исследования доказали, что усвоение школьной программы мальчиками и девочками зависит не только от формально предъявляемых им одинаковых требований, но и от того, какие представления о "правильном" для их пола поведении они получили в семье и в какой мере общая атмосфера в классе способствует выявлению и обсуждению этих представлений.

Не следует, однако, отождествлять гендерный подход с борьбой против дискриминации девочек, так как "школьный климат" может быть не менее холоден и по отношению к мальчикам. Хорошо известно, что учителя (вернее, учительницы) склонны поощрять у учеников обоих полов скорее женские, чем мужские качества. От учеников ждут (и требуют), чтобы они сидели тихо, выполняли указания, внимательно слушали учителя. Именно такое поведение общество оценивает как типично "женское". Таким образом, мальчик, чтобы быть "хорошим учеником", должен вести себя "как девчонка", что оказывает негативное воздействие на его личность. Более того, мальчики, которые ведут себя так, как ожидает учитель, и вообще, уделяют слишком много внимания школьным требованиям, оцениваются своими сверстниками очень низко. В результате возникло такое явление как недостаточная школьная успеваемость мальчиков, поскольку пренебрежение школьными успехами они рассматривают как составляющую истинно мужского поведения.

Важно помнить, что если дошкольники еще слабо воспринимают различия между мальчиками и девочками, то в школьном возрасте закладывается основа полоролевых стереотипов. У детей складываются четкие представления о том, "из чего сделаны девочки" и "из чего сделаны мальчики", которые не всегда совпадают с их собственными задатками и склонностями. Причем, стереотипы могут навязываться как "формальными" социальными институтами (семьей, школой), так и "неформальными" (сверстниками, средствами массовой информации). В первом случае речь обычно идет о так называемых "традиционных" стереотипах - то есть мальчиков готовят к активной деятельности за пределами семейного круга, карьерным достижениям и агрессивному самоутверждению, а девочек ориентируют на заботу о семье и муже, на самопожертвования во имя семьи. Во втором случае стереотипы часто подаются под личиной "свободы", "самоутверждения" и даже "отказа от стереотипов". Женские и мужские журналы, почерпнутые из фильмов образцы поведения, навязывают девочкам и мальчикам половую распущенность, потребительство, индивидуализм, пренебрежительное отношение к моральным ценностям. Поскольку все это очевидно противоречит традиционным, издавна закрепившимся в общественном сознании стереотипам, ничего удивительного, что подростки принимают такого рода стиль поведения и мышления за проявление свободы личности.

1 2
Общее время работы: 34.274101257324 мс
Использование памяти: 661 КБ