Гендерные стереотипы современной российской студенческой молодёжи
Изучение процесса гендерной стереотипизации сознания современной российской молодежи, на наш взгляд, позволяет не только проанализировать механизмы воспроизводства патриархатных гендерных стереотипов в современной российской культуре, но и дает возможность прогнозировать будущее развитие российского общества.
Данное исследование проводилось в феврале – марте 2006г. в г. Калуге.
Объектом эмпирического исследования является студенческая молодежь г. Калуги, которую можно определить, как особую социальную общность, в состав которой вошли молодые люди в возрасте 16-35 лет, уже совершившие свой профессиональный выбор, но еще не имеющие определенного социального статуса; главным видом их деятельности является овладение профессиональными знаниями и подготовка к будущей жизни.
Выбор объекта исследования обусловлен тем, что студенческая молодежь является наиболее динамичной частью общества, особенно восприимчивой к экономическим, социальным, политическим и культурным переменам, происходящим в последние десятилетия в России.
Особенностью данной социальной группы является то, что ее возрастные границы определяются достаточно широко. Понятие «студенческая молодежь» включает в себя не только молодых людей 19-24 лет и, так называемых, «молодых взрослых» 25 - 35 лет, становление личности которых и формирование иерархии жизненных ценностей в процессе первичной социализации уже завершилось, но и 17- 18- летних, у которых процесс перехода от первичной социализации ко вторичной только начинается. Таким образом, молодежь рассматривается как социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обусловливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, а также особенностями ее социализации в российском обществе.
Для достижения цели и решения задач социологического исследования был использован метод очного анкетирования. Анкета включала как открытые, так и закрытые вопросы.
Всего было опрошено 100 человек. Из них 50 анкет заполнили женщины, 50 - мужчины.
В нашем исследование мы рассматривала гендерные установки в зависимости от: среды первичной социализации; возраста респондентов; профиля образования и пола.
Как показал анализ гендерных представлений студенческой молодежи, ее гендерные установки, а также уровень стереотипности/инновационности в некоторой степени варьируются в зависимости от различных социокультурных факторов.
Наиболее значимым фактором, определяющим гендерные установки молодежи, как показывает исследование, является пол. Гендерные установки студенток оказались более инновационными по сравнению с взглядами студентов. Гендерные установки девушек, являются более инновационными по сравнению с установками юношей. Девушки чаще, чем юноши, выражают свое недовольство существующим гендерным порядком, демонстрируя свою готовность к его пересмотру и желание следовать эгалитарным гендерным принципам.