Гендерные стереотипы современной российской студенческой молодёжи
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью анализа гендерного сознания современных россиян. Процессы демократизации в современной России невозможно осуществить без гармонизации взаимоотношений между различными слоями общества, включая и отношения между полами.
Социально-экономические преобразования в современной России не только не разрешили существовавшую в советском обществе проблему гендерного неравенства, но и инициировали новые противоречия в гендерной сфере: усилилась гендерная асимметрия рынка труда; произошла дезорганизация семьи как социального института; продолжается вытеснение женщины из политической и других социально значимых сфер жизнедеятельности.
Гендерная стереотипизация не только фиксирует биологические различия полов, но и создает дополнительные - социальные и культурные - половые различия, используя их как основу для дифференциации социальных статусов и ролей мужчины и женщины в обществе. Жесткие гендерные стереотипы оказывают негативное воздействие, как на мужчин, так и на женщин, препятствуя развитию свободной гармоничной личности, ограничивая реализацию потенциальных возможностей индивида определёнными рамках.
Гендерные стереотипы формируются в течение длительного развития общества, поэтому они существенным образом влияют на современное массовое сознание. Несмотря на фактическое изменение социальных ролей мужчин и женщин в семье и обществе, гендерные стереотипы демонстрируют поразительную устойчивость. Таким образом, налицо социальное противоречие между значимой ролью, которую играют женщины в современном российском обществе, их высокой активностью в различных социальных сферах и традиционным приписыванием им стереотипных качеств (пассивность, зависимость и т.п.).
Суть проблемы, которая поставлена в данном исследовании, состоит в выяснении того, почему, несмотря на реальное изменение гендерных ролей, в сознании россиян сохраняются патриархатные гендерные стереотипы, каким образом они передаются от поколения к поколению, какие социокультурные факторы способствуют усвоению их молодежью.
В рамках данного исследования рассматриваются гендерные стереотипы в сознании студенческой молодежи.
Социальные особенности молодежи определяются, как специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры (функционирование и развитие молодежи как социальной группы отражает становление субъекта общественного производства и общественной жизни), так и ее способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Исходя из этого, под социальным развитием молодежи понимается соотношение преемственности и новаторства на разных стадиях становления молодого поколения.