|
Материалы

Гендерные стереотипы современной российской студенческой молодёжи


Актуаль­ность темы исследования обусловлена необходимостью анализа гендерного сознания современных россиян. Процессы демократизации в современной России невозможно осуществить без гармонизации взаимоотношений между различными слоями общества, включая и отношения между полами.

Социально-экономические преобразования в современной России не только не разрешили существовавшую в советском обществе проблему гендерного неравенства, но и инициировали новые противоречия в гендерной сфере: усилилась гендерная асимметрия рынка труда; произошла дезоргани­зация семьи как социального института; продолжается вытеснение женщины из политической и других социально значимых сфер жизнедеятельности.

Гендерная стереотипизация не только фиксирует биологические различия полов, но и создает дополнительные - социальные и культурные - половые различия, используя их как основу для дифференциации социальных статусов и ролей мужчины и женщины в обществе. Жесткие гендерные стереотипы оказывают негативное воздействие, как на мужчин, так и на женщин, препят­ствуя развитию свободной гармоничной личности, ограничивая реализацию потенциальных возможностей индивида определёнными рамках.

Гендерные стереотипы формируются в течение длительного развития об­щества, поэтому они существенным образом влияют на современное мас­совое сознание. Несмотря на фактическое изменение социальных ролей муж­чин и женщин в семье и обществе, гендерные стереотипы демонстрируют по­разительную устойчивость. Таким образом, налицо социальное противоречие между значимой ролью, которую играют женщины в современном россий­ском обществе, их высокой активностью в различных социальных сферах и традиционным приписыванием им стереотипных качеств (пассивность, зави­симость и т.п.).

Суть проблемы, которая поставлена в данном исследовании, состоит в вы­яснении того, почему, несмотря на реальное изменение гендерных ролей, в сознании россиян сохраняются патриархатные гендерные стереотипы, каким образом они передаются от поколения к поколению, какие социокультурные факторы способствуют усвоению их молодежью.

В рамках данного исследо­вания рассматриваются гендерные стереотипы в сознании студенческой молодежи.

Социальные особенности молодежи определяются, как специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизвод­ства социальной структуры (функционирование и развитие молодежи как со­циальной группы отражает становление субъекта общественного производст­ва и общественной жизни), так и ее способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Исходя из этого, под социальным развитием молодежи понимается соотношение преемствен­ности и новаторства на разных стадиях становления молодого поколения.

1 2 3 4
Общее время работы: 24.221181869507 мс
Использование памяти: 659 КБ