Проблемы развития бюджетного процесса в России
Среди основных реформ, которые были начаты в прошлом году, - реформа бюджетного процесса. В 2004 г. были одобрены концепция и новая бюджетная классификация, элементы нового формата федерального бюджета на три года, начался эксперимент по бюджетированию.
Первые результаты - это утверждение Положения о порядке разработки финансового плана, порядок разработки и утверждения ведомственных целевых программ, внесенный Минэкономразвития, порядок ведения реестра расходных обязательств, порядок введения стандартов учета и отчетности в государственном секторе. Все эти решения или уже утверждены или находятся в стадии утверждения.
За последние годы были большие проблемы с исполнением намеченных реформ, многие из них не финансируются в должном объеме. Сегодня ключевая проблема – в надлежащем планировании и детальном достижении реализации реформ. Недофинансирование реформирования сферы здравоохранения в настоящий момент составляет 2 раза в процентах к ВВП, а системы образования 2,5 раза ниже по сравнению со странами с похожим уровнем развития. В полном объеме в последние годы финансируется лишь реформирование обороноспособности и безопасности страны.
Согласно проводимым реформам все муниципальные бюджеты и бюджеты субъектов должны перейти на кассовое обслуживание в Федеральное казначейство. Минфин РФ и подведомственная ему служба - Федеральное казначейство - провели ряд подготовительных мероприятий к переходу на кассовое обслуживание исполнения территориальных бюджетов. В частности, готовится порядок обслуживания бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований через органы Федерального казначейства, который вступил в силу с I января 2006 г.
При подготовке федерального бюджета на следующий год был рассмотрен пакет налоговых нововведений. Бизнес не раз подчеркивал необходимость корректирования налогового администрирования. Министерство финансов России совместно с представителями бизнеса, Советом по конкурентоспособности и предпринимательству должно завершить обработку этих предложений в кратчайшие сроки с тем, чтобы Правительство могло принять по этим материалам окончательное решение.
2005 г. стал годом мобилизации налоговой задолженности крупных нефтяных предприятий. Но необходимо помнить, что, снижая налоговое бремя, надо быть готовым к снижению доходов и расходов бюджета. С 1997 г. динамика доходов была неплохой. Повысились доходы в реальном выражении. В 2006 г. снижается объем доходов федерального бюджета в реальном выражении. В 2007 г. сохраняется уровень 2006 г. В 2008 г. планируется незначительный рост доходов и расходов бюджета.
Однако ожидаемый результат не может ограничиваться только этим пакетом нововведений. Много зависит и от самого бизнеса, от того, насколько он готов быть прозрачным и добросовестным. Путь снятия накопившихся претензий необходимо пройти вместе. Профессионализм работников Минфина и налоговой службы должен обеспечить выход из дебрей взаимного недоверия на открытую площадку взаимного уважения и ответственности, ответственности, прежде всего, перед всем обществом.
ФНС администрирует налоги, поступающие во все уровни бюджетов, и делает это бесплатно. Федеральная власть взяла на себя это полномочие и будет его выполнять для любого муниципалитета. Правда, от регионов также требуются своевременные организационные решения, чтобы увеличивающееся количество бюджетов, особенно на уровне поселений и районов власти субъектов Федерации было обеспечено соответствующей техникой, информационной базой, людьми. Министерство финансов России эти вопросы с себя также не снимает и готово оказывать всем помощь.
Перейдя к главным стратегическим задачам на среднесрочную перспективу Министерство финансов отмечает, что его целью является поддержание экономической и финансовой стабильности как основы устойчивого социально-экономического развития страны, обеспечение выполнения и создания условий для оптимизации расходных обязательств Российской Федерации, формирование налоговой системы, стимулирующей экономический рост и обеспечивающей необходимый уровень доходов бюджетной системы, создание условий для эффективного выполнения полномочий органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, оптимизация управления государственным долгом и финансовыми активами, обеспечение прозрачности, надежности, безопасности системы и финансовых институтов. Эти цели выражены в задачах, индикаторах, содержатся в докладе, который предоставлен Правительству.