Минеральный бетон для оснований автомобильных дорог на основе щебня КМА
МИНЕРАЛЬНЫЙ БЕТОН ДЛЯ ОСНОВАНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НА ОСНОВЕ ЩЕБНЯ КМА
Центрально-Черноземный район занимает весьма выгодное транспортно-географическое положение и обладает развитым транспортным комплексом: по густоте транспортной сети он существенно превышает средние показатели по России. Через район проходят большие потоки транзитных грузов, отражающие связи северных и центральных районов с южными, восточными и западными. Последние годы сильно возрос поток грузов из самого ЦЧЭР, связанный с развитием ТПК КМА (железная руда, черные металлы, минерально-строительное сырье).
В связи с этим, существует острая необходимость в создании такой сети автодорог, которая отвечала бы стандартам безопасности и комфорта движения, соответствовала требованиям к всевозрастающей грузопропускной способности, обеспечивала пропуск транспортных потоков в полном объеме.
Основным слоем, отвечающим за несущую способность, является основание. Основание не подвергается непосредственному воздействию колес, поэтому для его устройства можно использовать материалы меньшей прочности, чем в покрытии и в слое износа.
Современный способ послойной укатки щебня определенных фракций, используемый при устройстве оснований автомобильных дорог, длительный и трудоемкий. Толщина расклинивания крупных фракций последующими мелкими незначительная и достигает не более 20% от толщины подстилающей предыдущей фракции. При этом создается сэндвич-структура слоя основания с послойной, рыхлой и плотной укладкой зерен щебня. Последняя песчаная фракция используется в качестве засыпки. При чем нижние слои основания остаются более рыхлыми, чем верхние, в результате просыпка песчаной фракции затруднена.
Очевидно, что необходим более перспективный способ устройства щебеночного основания, позволяющий снизить сроки укатки и себестоимость строительства автомобильных дорог, а также уменьшить материалоемкость конструкции, повысить качество щебеночных оснований [1, 2].
Минеральным бетоном называются смеси из крупного и мелкого заполнителя рационально подобранного гранулометрического состава, укрепленные, если необходимо, минеральным вяжущим. Распределение смеси на дороге осуществляют бетоноукладчиками или асфальтоукладчиками, оборудованными вибробрусом и трамбующим вибробрусом.
Нами был произведен подбор минеральной смеси для основания автомобильных дорог на основе щебня курской магнитной аномалии. В опытах использовался щебень из гранита, пород сланцевой толщи и кварцитопесчанника. Подбор состава щебеночной смеси осуществлялся по методике профессора А. Н. Хархардина, при этом достигается наибольшая плотность упаковки зерен щебня (табл.1) [3, 4].
Таблица 1. Составы применяемых щебеночных смесей
Гранулометрия | Размер зерен щебня, мм | |||||
150…70 | 70…40 | 40…20 | 20…10 | 10…5 | Дробленка с размером зерен менее 2,5 мм | |
Щебень из пород сланцевой толщи | ||||||
Непрерывная | 1 | 0,33 | 0,35 | 0,37 | 0,37 | 0,36 |
Прерывная | 1 | 0,33 |
|