Материалы

Возможности использования краеведческого материала в процессе изучения наречий на уроках русского языка в начальной школе


 

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО
МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ НАРЕЧИЙ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Важным фактором в развитии коммуникативной культуры личности является обращение к краеведческому и особенности лингвокраеведческому аспекту в преподавании родного языка. Такой подход «воспитывает у учащихся бережное отношение к родному языку, а значит – любовь к Родине и стремление достойно служить ей. Ведь именно значение ее языка, истории, культуры, природных условий, обычаев и чаяний народа дают возможность учителю сформировать у ребят национальное самосознание, чувство достоинства и социальной справедливости» (Майорова 2000: 44).

Особенно эффективным, по мнению многих исследований, является использование текстов по краеведению в процессе лингвокраеведческой работы. Краеведческие тексты отражают важнейшие этапы истории материальной и духовной культуры народа, и в то же время в них появляются «языковые закономерности» в связи, с чем данный лексический пласт представляет интерес и как историко-краеведческий материал и как лингвистический источник (Ковалев 1996: 23).

При своем очевидном значении неразрывной связи уроков русского языка с окружающей жизнью, разработкой краеведческого аспекта в преподавании родного языка, к сожалению, занимаются немногие учителя. А использование краеведческих материалов в учебном процессе способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор и, конечно, формирует навыки речевой культуры, активизирует познавательные интересы учащихся. Одной из наиболее трудных частей речи в русском языке является наречие. Несмотря на то, что в текстах учебников и в художественных произведениях встречается большое количество наречий, его изучению в начальной школе внимания почти не уделяется. В некоторых программах среди частей речи наречие даже не упоминается, в ряде развивающих программ дети получают лишь общее представление о наречии. Использование краеведческого материала дает возможность проводить полноценную лингвокраеведческую работу на уроках русского языка при изучении различных тем, в том числе и при изучении наречия. Такая сложная тема, по нашему мнению, должна изучаться на материале интересном и доступном для учащихся. Мы исследовали возможность использования краеведческих материалов, содержащих сведения о Белгородской области, при изучении русского языка для совершенствования грамматико-орфографических и морфологических умений и навыков, а также для контроля за усвоением программного материала.

Прежде всего мы разработали и провели внеклассное мероприятие «В мире частей речи», на котором напомнили детям, что все части речи делятся на самостоятельные и служебные. Самостоятельные части речи обозначают предмет, признак, признак действия или другого признака, действие, являются членами предложений, имеют грамматические категории. Ученики исполняли роли «частей речи» и рассказывали о себе в занимательной форме. На уроках русского языка в качестве дидактической единицы обучения мы использовали краеведческий текст, содержащий сведения об известных людях нашего края и о различных местах Белгородчины. Такой текст мы также использовали для изучения наречий. Опишем фрагменты некоторых уроков.На уроке по теме «Наречие как часть речи» для объяснения нового материала мы использовали текст про Е.С. Савченко.

Евгений Степанович Савченко – губернатор Белгородской области. Родился в 1950 году в поселке Красная Яруга на Белгородчине. Успешно окончил Московскую сельскохозяйственную академию им. К.А. Тимирязева. В дальнейшем Евгений Степанович занимает руководящие должности. Сегодня активно занимается деятельностью на посту руководителя области. Он взвешенно, последовательно проводит реформы. Е.С. Савченко стремительно, уверенно идет к политическому согласию на Белгородчине.

 

Ребятам предлагались следующие задания:

1.        Прочитайте текст.

2.        О ком говорится в этом тексте?

1 2
Общее время работы: 617.96998977661 мс
Использование памяти: 659 КБ