Сектор услуг: тенденции и перспективы
Концептуальными основами реформирования и стимулирования ускоренного развития отечественной сферы услуг должны стать усиление государственного регулирования с учетом специфики и особенности сферы услуг, создание действительно благоприятных условий развития малого и среднего бизнеса, мобилизация внутренних инвестиционных ресурсов и привлечение иностранного капитала в российскую сферу услуг. При отсутствии регулирующей деятельности государства рынок услуг будет постоянно воспроизводить неравновесные состояния. Основные направления государственного регулирования должны охватывать инфраструктуру рынка услуг, гарантии качества предоставляемых услуг, поддержание высокой занятости, антимонопольную политику, равномерность распределения информации в рыночной среде, инвестиционную активность. В целом роль государства должна заключаться не столько в прямом финансировании, сколько в создании ситуации, благоприятствующей росту платежеспособного спроса на услуги.
Сфера услуг, регулирующая занятость населения и вносящая существенный вклад в производство валового регионального продукта, становится все более значимой и в экономике Белгородской области. За годы рыночных преобразований в составе валового регионального продукта происходило снижение доли отраслей, производящих товары, и усиление значения сектора услуг.
Параллельно с развитием сферы услуг шел рост занятости в этом секторе. Если в 1990 году здесь работало 43% от всех работавших, то в 2002 году – 52%.
Видовая структура услуг отличается существенным разнообразием, причем, в последние годы появились новые, характерные для рыночной экономики, виды услуг: аудиторские, рекламные, консалтинговые, лизинговые, информационно-компьютерные, страховые и другие услуги. Рынок услуг для населения дополнился риэлторскими, оценочными услугами, услугами игорных заведений и т.п.
Для начального этапа переходного периода экономики к рыночным отношениям (1991 – 1992 гг.) было характерно снижение в потребительских расходах доли на оплату услуг: с 9,7% в 1990 году до 6,9% в 1992 году, что явилось последствием либерализации цен. С 1993 года этот показатель начинает увеличиваться, достигнув своего максимума в 1997 году (18,9%). В 2002 году эта доля составила 18,7%.
В 2002 году населению области было оказано платных услуг на сумму 5903,9 млн. рублей, в том числе бытовых – 1101,7 млн. рублей.
В структуре расходов населения на оплату услуг сохраняется преобладающая доля жилищно-коммунальных и бытовых услуг, транспортных, связи, услуг системы образования. Вместе с тем удельный вес бытовых услуг снижается при росте доли расходов населения на оплату социально значимых услуг (жилищно-коммунальных, медицинских, услуг в системе образования), которые ранее предоставлялись населению бесплатно либо со скидкой.
Все вышесказанное говорит о том, что в настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Одной из важнейших закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономике. Наблюдается увеличение занятых в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий.