Материалы

Сектор услуг: тенденции и перспективы


Динамичный прорыв услуг на мировые рынки в течение последних 25 лет является одним из наиболее значимых новых явлений в современной экономике. Это многоплановый процесс, обусловленный структурной сложностью рынков услуг, который имеет ярко выраженную отраслевую специфику.

Под воздействием ряда новых явлений сформировались условия для активной интеграции многих услуг в мировое хозяйственное пространство. Первостепенная роль в устранении или смягчении традиционно высоких барьеров на этом пути принадлежит научно-техническому прогрессу, прежде всего мощному прорыву в развитии информационно-коммуникационных технологий, приведшему к многосторонней трансформации производства услуг.

С позиций глобализации особенно важны делокализация (отрыв от национальной почвы) многих их видов, а также разрыв во времени производства услуги и ее потребления.

Стало возможным накапливать, хранить и передавать услуги на расстояние, потреблять в разных формах и в любое время, в том числе в режиме реального времени. Многие виды сервиса приобрели способность быть объектами внешней торговли, а мировое хозяйственное пространство открылось для растущих потоков услуг телекоммуникаций, сфер финансов и образования, большого спектра деловых и профессиональных услуг и т.д.

В процессе перехода экономики России на рыночные основы и ее интеграции в мировое хозяйство следует учитывать как активную роль сферы услуг, так и все аспекты ее развития за рубежом (технические, структурные, организационные, управленческие, количественные и качественные). Первостепенной задачей 90-х гг. XX в. было ускорить развитие сферы услуг. В 1990 г. на долю рассматриваемых отраслей в России приходилось 23% ВВП и 37% общей численности занятых, то есть эти показатели были в 2 – 2,5 раза ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой.

Начиная с 1990-х гг. XX в. рыночные преобразования в России охватили все отрасли национального хозяйства, включая и непроизводственную сферу, ставшую основой формирования сферы услуг. Переход от централизованной экономики к рыночной объективно обусловил необходимость обособления отдельных составляющих сферы услуг в самостоятельные структуры. Возникли новые рынки услуг: рекламные, аудиторские, франчайзинговые, компьютерные, гостиничные, туристические, общественного питания, образования и т.д. В результате в 2003 г. более 56% ВВП страны было создано в сфере услуг.

Процессы экономического реформирования, происходящие в стране с начала 1990-х гг., «корректировали» структуру занятых. В условиях неуклонного и масштабного спада материального производства, составившего в последнее десятилетии XX в., по разным оценкам, от 40 до 60% объема производства 1985 г, произошло высвобождение занятых этой сфере. При этом доля занятости в нематериальной сфере возросла с 29,3% в 1990 г. до 36,6% в 1996 г., а в сфере услуг (нематериальное производство плюс инфраструктурные отрасли материального производства) увеличилась с 44,4% в начале 1990-х гг. до 58,7% в 2003 г.

В реальной хозяйственной практике России за последнее десятилетие отмечается увеличение объема рыночных услуг. За последние годы само понятие услуги уже не ассоциируется, как прежде, с бытовыми услугами, на которые в 1993 г. приходился наибольший удельный вес — примерно 30%. В настоящее время эти услуги оттеснены на второстепенные позиции. Темпы их роста с 1993 г. по 2004 г. самые незначительные (при этом в структуре бытовых услуг наибольший удельный вес приходится на ремонт и техническое обслуживание автомототранспортных средств).

Сфера услуг в российской экономике нуждается в первоочередном реформировании. Она способна стать одним из факторов роста отечественной экономики вследствие значительной емкости рынка, конкурентоспособности целого ряда отечественных услуг по сравнению с зарубежными, меньшей по сравнению с промышленностью и сельским хозяйством капиталоемкости, быстрым сроком окупаемости капиталовложений и низкого стартового уровня, обусловленного наследием административно-командной системы. Наиболее приоритетными, способными обеспечить России ускоренный экономический рост, высокую занятость населения, приток иностранных капиталов и сохранение территориальной целостности, могут стать такие отрасли сферы услуг, как образование, транспорт, туризм.

1 2 3
Общее время работы: 9.4180107116699 мс
Использование памяти: 661 КБ