Развитие зарубежных логистических систем
Успешно действовать на рынке можно, улучшая качество выпускаемых товаров, предлагая новые виды товаров или повышая уровень сервиса. В условиях развитого рынка любая новая технология и виды товаров становятся доступными конкурентам, что приводит к относительному выравниванию цен и потребительских характеристик продукции. В связи с этим все более эффективным становится путь повышения конкурентоспособности за счет расширения перечня оказываемых услуг, приведения их в соответствие с запросами потребителей. Логистика призвана разрабатывать способы адаптации деятельности фирм к желаниям потребителей.
Анализируя различные определения логистики, можно обобщить их в одно, более емкое и содержательное: логистика - наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Основная цель логистической системы распределения – доставить товар в нужное место и в нужное время. В отличие от маркетинга, который занимается выявлением и стимулированием спроса, логистика призвана удовлетворять сформированный маркетингом спрос с минимальными затратами. Очевидно, что решение задачи организации каналов распределения играет при этом главную роль.
Развитие интеграции мировой экономики и глобализация рынка способствовали созданию международных логистических систем. Крупные западные фирмы стремились производить продукцию для мирового рынка в тех регионах, где можно было найти наиболее дешевые сырье, компоненты и трудовые ресурсы. Ликвидация традиционных национальных, торговых, таможенных, транспортных и других барьеров (как это произошло в странах ЕС и между США и Канадой) сделала возможным свободное перемещение товаров, услуг и людей через границы, усилив значимость международной логистической координации. Сегодня логистическая деятельность стала более комплексной, а такие проблемы, как размещение производства и центров дистрибуции, выбор видов транспорта, типов сервиса, методов управления запасами, проектирование адекватных коммуникационных и информационных систем, потребовали новых навыков логистического менеджмента. С начала 1980-х годов стали активно разрабатываться и внедряться международные программы и проекты, в которых логистике отводилась ведущая роль.
Важнейшим фактором, способствовавшим развитию логистического мышления, было применение в бизнесе вычислительной техники и информационных технологий. Одним из результатов синтеза компьютерных технологий и принципов логистики стала разработанная в США внутрипроизводственная микрологистическая система МRРI - система планирования потребности в материалах. Цели удовлетворение потребности в материалах, компонентах и комплектующих для планирования производства и доставки потребителю,
поддержание низких уровней запасов материальных ресурсов, готовой продукции, планирование производственных операций, расписаний доставки, закупочных операций.