Материалы

Проблемы и перспективы развития рынка образовательных услуг в России


Подавляющее большинство научных и практических исследований, выполняемых в области образования (особенно педагогических), касаются частных, узких вопросов: совершенствования методик преподавания конкретных предметов; изменения содержания учебных дисциплин, формирования опять же определённых навыков и умений. Особенно популярны в последнее время исследования, посвящённые формированию таких качеств, как самостоятельность, активность, компетентность обучаемых (от детей дошкольного возраста до студентов и специалистов, проходящих профессиональную подготовку). Само по себе сказанное, казалось бы, доказывает, что проблемы образования научной среде не чужды, если бы не одно «но»: все эти исследования и предложения, направленные, вроде бы, на улучшение положения дел в данной сфере, мягко говоря, имеют весьма косвенное отношение собственно к повышению образовательного уровня населения. Смысл большинства из них – поиск путей облегчения «жизни» самой образовательной системы (как легче научить, как сэкономить педагогические усилия и т. д. и т. п.).

Изобретение российской педагогики, отраженное в исторически устоявшейся формуле: «образование = воспитание + обучение» (в последние десятилетия, правда, появилось и третье сказуемое – развитие), привело к тому, что многие, похоже, искренне поверили в то, что развитие образования можно обеспечить путём совершенствования его слагаемых (процессов воспитания, обучения, развития) средствами обучения. В то время как во всём мире само это понятие («образование») включено в более широкий контекст и имеет более сложную композицию, мы с удивительной настойчивостью продолжаем придерживаться своего «ноу-хау». Если к тому же учесть, что большинство россиян, искренне убеждены в том, что наше «образование – лучшее в мире!», ожидать значительных, востребованных сегодняшним днем перемен в образовательной системе, вообще в образовании молодого поколения не приходится [1, с.23].

Развивающемуся обществу нужны образованные, высоконравственные, предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора; прогнозировать возможные их последствия будут отличаться в своих действиях мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду будущих стран мира, её международного престижа страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.

Таким образом, в современных условиях вузам придётся значительное внимание уделить своему имиджу, в том числе подтверждению своей привлекательности на рынке образовательных услуг, обеспечению конкурентоспособности своих выпускников на рынке труда. Рассмотренные же ограничения в развитии образовательных систем носят объективный характер, и обусловлены особенностями современного этапа развития российской экономики. Модернизация образовательной системы должна проводиться с учётом этих ограничений и возможных проблем, поскольку только в этом случае Россия сможет реализовать качественные параметры роста, связанные с человеческим капиталом, и создать конкурентоспособную на мировом уровне экономику.

Список литературы:

 

1. Акинфеева Н. Социально-целесообразные стратегия изменений в российском образовании // ВВШ. – 2005.- №4 – с.23.

2.Васильченко Н., Бурлюкина Е., Секерин В. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в регионе // Маркетинг. – 2002. - №6 - с.12.

3.Заборовская О. Социально-экономические аспекты управления развитием образования в России //Проблемы теории и практики управления. –2005.-.№1 - с.57.

4.Ушакова М. Российский рынок образовательных услуг и его специфика // Социально-гуманитарные знания. – 2004. - №5 - с. 254.

 

1 2 3
Общее время работы: 135.63013076782 мс
Использование памяти: 658 КБ