Проблемы и перспективы развития рынка образовательных услуг в России
Конечно, это не самая главная причина кризиса российской системы образования. Многие вузы выпускают специалистов, которые востребованы на рынке труда Запада, и которые впоследствии успешно работают во многих иностранных фирмах. Но, опять же, когда выпускник предъявляет диплом, показывающий уровень его знаний, фирмы не верят тому, что отражено в дипломе и проверяют качество знаний специалиста. Выпускник-специалист доказывает высокий уровень своих знаний, которые иногда выше, чем у студентов иностранных университетов, но почему-то на Западе сложилось такое мнение, что получение высшего образования в России является не столь престижным как на Западе.
Это обусловлено рядом проблем стоящих перед российской системой образования, в числе которых: недостаток бюджетных средств на развитие образования; слабая разработка организационно-правовой и финансово-экономической базы развития образования и, прежде всего, высшей школы; существующие противоречия в самой образовательной системе: между возрастающим спросом населения на образовательные услуги и возможностями его удовлетворения.
Также в числе этих проблем необходимо назвать материально-техническое состояние учебных заведений образовательной системы в России. Основные фонды требуют обновления и модернизации, но особенно явно прослеживается недостаточное развитие информационной структуры. Так выход в Интернет имеет только 3% российских школ, тогда как в США и Западной Европе к 2001г. таких школ было 90-95%, не говоря уже о высших учебных заведениях. Для превращения информационных ресурсов в общедоступное средство получения знаний необходимо масштабное государственное участие, во много раз превышающее нынешнее. Так, в Японии за 1996-2000 гг. на эти цели было выделено около 93 млрд. долл. Важным компонентом является наличие высококачественных природных материалов, учебников и оборудования. В целом, для России характерна качественная неоднородность материально-технической базы, что требует дифференцируемого подхода к управлению образовательными учреждениями. На систему образования как сферу подготовки кадров непосредственно воздействует сложившаяся структура национальной экономики (как территориальная, так и отраслевая), детерминирующая потребности в рабочей силе соответствующей квалификации и специальности. Структурный фактор проявляется в том, что работодатели, ориентируясь на текущую конъюнктуру рынка, предъявляют свои требования к системе, которая как поставщик образовательных услуг реагирует на них. Но такое положение дел чревато определенной опасностью, а потому здесь, безусловно, необходимо вмешательство государства.
Государственное управление образовательной системой должно базироваться на перспективных вариантных прогнозах социально-экономического развития страны, отдельных регионов и территорий, учитывающих приоритетные с точки зрения конкурентоспособности страны направления. Однако этот принцип не реализуется в надлежащей мере, и зачастую текущие тенденции экстраполируются на будущее. Попытки привлечь предприятия для выработки мер по корректированию образовательной системы дают только временный эффект, поскольку рыночные субъекты исходят из своих частных интересов (что естественно) и текущей конъюнктуры.
При рассмотрении структурных ограничений важно учесть следующее. Задача российской экономики - преодолеть отставание от развитых стран и выйти на высокий уровень развития, обеспечивающий соответствующее качество жизни населения. В настоящее время передовые страны находятся в пятом технологическом укладе, характеризующимся активным использованием электроники, информационно-коммуникационных технологий, оптоволоконных систем связи, развитием биотехнологии, который продлится еще 20-30 лет. Постепенно произойдет переход к шестому укладу, который будет определяться широким применением микро- и нано - электроники, генной инженерии, нетрадиционной энергетики и информационных сетей следующего после Интернета поколения, и человечество вступит в эпоху коэволюции общества и биосферы, т.е. в эру ноосферы. Для российской же экономики сегодня характерны лишь элементы пятого уклада, а основная часть народного хозяйства носит признаки четвертого и даже третьего укладов. Поэтому, преодолеть отставание, можно только разработав стратегию инновационного прорыва, базирующегося на развитии элементов пятого и шестого укладов. Для этого надо определить базовые приоритеты и сосредоточить на них материальные и интеллектуальные ресурсы, чему должно способствовать совершенствование государственного прогнозирования и программирования [3, с.57]
Несомненно, модернизация системы образования должна вестись с учетом этих процессов, а меры по ее реформированию войти составной частью в такие программы. Нужно признать ключевую роль высшего профессионального образования в образовательной системе, которое, во-первых, осуществляет подготовку рабочей силы высокой квалификации, в том числе для самой системы, а также для органов государственной власти и управления; во-вторых, формирует новые знания в различных сферах, включая инновационно значимые; в-третьих, создает возможности широкого использования информации и ее адаптации. Высшее образование в отношении качества и масштабов должно опережать потребности современного этапа развития экономики и ориентироваться на показатели, характерные для постиндустриальных стран, только после этого западные страны признают престижность нашего образования. Другой причиной кризиса российской системы образования является нынешняя реальная «модернистская» деятельность, когда только ленивый не ищет себе «пропитание» в гущах образовательных новаций.