Проблемы и перспективы развития рынка образовательных услуг в России
В поисках дополнительных источников поступления денежных средств вузы открывают новые специальности и специализации, количественный приём на которые, как, впрочем, и методика обучения, не всегда бывают продуманными и обоснованными. В результате значительное число студентов-выпускников, в том числе престижных сегодня юридических и экономических специальностей, остаётся невостребованным, а государственные вложения в образование не всегда используются рационально. Затраченные на обучение специалистов бюджетные средства не возвращаются в бюджет в виде прибавочной стоимости и налогов, поскольку выпускники невостребованных специальностей не задействованы в процессе воспроизводства [2, с.12]. Поэтому Министерство образования и науки РФ периодически проводит проверки с целью определить качество подготовки специалистов, в результате которых закрываются некоторые специальности. Что же заставило российскую систему образования поставить перед собой эту неприятную задачу? Почему вузы стали выпускать невостребованных на рынке труда специалистов, и почему многие эксперты считают, что российская система образования находится в затянувшемся кризисном состоянии? Чтобы попытаться ответить на эти вопросы необходимо проанализировать современную систему российского образования, а также выявить факторы, влияющие на ее развитие.
В первую очередь, при рассмотрении факторов, влияющих на развитие кризисной ситуации на рынке образования, и при разработке комплекса шагов по её разрешению необходимо учесть то, что высшее образование, должно сохранить статус государственного, а частный капитал должен быть ограничен в своём участии в образовательной системе разумными квотами с тем, чтобы обеспечить стопроцентную доступность образования, вплоть до высшего, всем категориям населения.
Однако, некоторые из специалистов отмечают социальную роль негосударственного образования: оно оттягивает на себя значительный контингент учащихся, способных оплачивать свое обучение, тем самым, давая возможность другим получить образование бесплатно; оно предоставляет возможность учиться тем, кому государство не может дать такой возможности (большие конкурсы на пользующиеся спросом специальности); негосударственное образование создает конкурентные отношения на образовательном рынке, заставляя государственные вузы быть более мобильными, инновационными [4, с.254].
Сам процесс создания платного сектора в образовании был обусловлен насущными потребностями рынка, когда российская высшая школа оказалась в тупике в начале 90-х гг. Но в результате открытия множества экономических специальностей в негосударственных вузах, рынок образования получил еще более многочисленную армию экономистов, менеджеров, специалистов по связям с общественностью и т. п. Для ряда регионов, находящихся на стадии экономического подъема, специалисты в области экономики и управления будут востребованы, однако не секрет, что значительная доля этих специалистов в настоящее время не востребована.